Юный техник 1977-03, страница 35

Юный техник 1977-03, страница 35

^ -Л

f

ш

ИЗМЕРЕНИИ

Именно этот вопрос я и задал руководителю работы по созданию трехмерного топографического кинематографа, доктору технических наук, профессору В. Г. Комару.

— Чтобы разобраться во всем, — начал свой рассказ Виктор Григорьевич, — нам придется, видимо, на некоторое время вернуться к «делам минувших дней...».

Страсти вокруг «портрета» светового поля

Принципиальная возможность точного воспроизведения светового поля была установлена почти 300 лет назад, в 1690 году. Именно тогда голландский ученый Христиан Гюйгенс издал свой знаменитый «Трактат о свете». В отличие от Ньютона, считавшего, что свет переносят какие-то частицы, Гюйгенс утверждал: «Свет распространяется

посредством волн. Световые колебания расходятся от источника примерно так же, как волны от брошенного в воду камешка. Только не концентрическими кругами, а в виде трехмерных поверхностей, сложная форма которых и определяет сведения о предметах, отразивших свет». То есть, говоря другими словами, определяет, увидим ли мы круглый мячик или черную кошку.

Спор между Гюйгенсом и Ньютоном тянулся довольно долго. Очень немногие ученые приняли волновую теорию.

Следующий важный шаг по пути создания «портрета» световых волн, сам того не подозревая, сделал англичанин Томас Юнг. Он открыл в начале XIX века интерференцию, закон наложения световых волн друг на друга.

Юнг установил, что световые колебания взаимодействуют между собой примерно так же, как волны, расходящиеся от брошенных в воду камней. Если, соприкасаясь, они находятся в одной фазе — гребень находит на гребень, — суммарная волна станет больше. Если же фазы не совпадают — гребню одной волны соответствует впадина другой, — волны взаимно гасятся.

Этот закон Юнг установил при помощи такого опыта. Свет от одноцветного источника падал на картонку, в которой булавкой были рядом проколоты два отверстия. Конические световые пучки, выходя из отверстий, перекрещивались в некоторой области светового поля, и на подставленном белом экране появлялись светлые и темные интерференционные полосы. Светлые там, где световые колебания, совпадая по фазе, усиливали друг друга, темные—где гасились.

После такого убедительного опыта моионо было ожидать, что волновая теория наконец-таки будет признана, но... Лорд Бра-угем, редактор журнала «Эдин-

3 «Юный техник» ЛЛ 3

33