Юный техник 1977-03, страница 33

Юный техник 1977-03, страница 33

лярные сияния могут расцвести над Крымом или Алма-Атой.

Микропульсации оказались тонким и точным индикатором макропроцессов, разыгрывающихся на высоте сотен, тысяч, десятков и сотен тысяч километров от земной поверхности. В этом соль открытия.

— По мере развития исследований геомагнитных пульсаций, сравнения их с другими геофизическими явлениями, с информацией от спутников мы поняли, что этот вид пульсаций, регистрируемых сетью наземных станций, необыкновенно информативен, — рассказывает профессор Троицкая. — Изучая различные типы пульсаций, их тонкую структуру, мы, так сказать, «без отрыва от Земли» научились определять, где и когда произошло вторжение заряженных частиц, с какой стороны они к нам пожаловали, какова их скорость, энергия, какие виды неустойчивости в околоземной плазме они вызвали. Мы можем теперь определять, как во времени меняются размеры нашей магнитосферы, больше того, прямо в лаборатории по характеру пульсаций мы можем сказать, каковы в данный момент напряженность и ориентация межпланетного магнитного поля в точке движения Земли по околосолнечной орбите.

В этом значимость изучения пульсаций для развития фундаментальных исследований, то есть для расширения наших знаний об основополагающих закономерностях природы, — продолжает Валерия Алексеевна. — Этим явлением занялись геофизики США, Франции, Японии, Канады, причем его исследования теперь ведутся не только с земли, но и на спутниках.

Ученый, однако, всегда должен думать и о том, какое применение его открытие может найти в повседневной, житейской практике. И здесь стало очевидным, что события в магнитосфере способ

ны отдаваться четким эхом в глубинах земной коры. Дело в том, что породы коры всегда, в большей или меньшей степени, способны проводить электрический ток. С другой стороны, магнитные пульсации не что иное, как изменение напряженности магнитного поля. А из физики мы знаем, что, если проводник поместить в меняющееся поле, в нем возникнет электродвижущая сила и потечет ток. Вывод прост: пульсирующее магнитное поле Земли должно индуктировать в коре пульсации токов. Измеряя их величину на том или ином участке поверхности (с помощью заземленных электродов) и сопоставляя их с пульсациями магнитного поля, можно определить сопротивление подстилающих пород. Сравнивая результаты измерений с теоретически рассчитанными кривыми для разного типа геологических разрезов и подбирая их наилучшее совпадение, можно, в частности, судить о том, какие полезные ископаемые могут находиться у нас под ногами.

...Видимо, только мужчина может задать такой вопрос последним:

— А как совмещает руководитель крупного исследовательского коллектива Института физики Земли «небесные» заботы с обязанностями хозяйки дома?

— О, здесь стало намного легче. С мужем всегда было взаимопонимание — он же физик. Дети? Слава богу, они теперь знают, чего хотят в жизни. Сын, как и я, в Институте физики Земли, исследует тонкие процессы, происходящие при землетрясениях. Дочь — в Институте океанологии, работает, в частности, над «модной» проблемой расширения дна океана. И заметьте (здесь профессор Троицкая улыбнулась), она пытается отыскать истину по... магнитным наблюдениям. Так что оба, как видите, пошли по маминым, геофизическим, стопам.

О. БОРИСОВ

31