Юный техник 1977-03, страница 30

Юный техник 1977-03, страница 30

клады, руководствуясь принципом большинства аудитории: в Париже — на французском, в Лондоне — на английском, в Берлине — на немецком.

...Мы катались на лыжах »— профессор Валерия Троицкая, ее муж Александр (тоже физик) и я. Тогда я узнал об околоземном космосе больше, чем когда-либо. Это было близ той самой деревушки Согра, в тысяче километров северо-восточнее Москвы, где вела совместные исследования советско-французская экспедиция. Именно отсюда одна из силовых линий геомагнитного поля, гигантским мостом взметнувшись в космос, замыкается на французский остров Кергелен, расположенный на юге Индийского океана. Эти магнитно-сопряженные точки отстоят друг от друга на 15 тысяч километров. Чем же интересна геофизикам гигантская невидимая дуга?

Медленно идем по твердому насту, над головой безоблачная синева дня, и трудно поверить в драматизм картины, рисуемой профессором Троицкой.

— Мы уже привыкли называть потоки заряженных частиц, постоянно исторгаемых нашим светилом, «солнечным ветром». Он заполняет межпланетное пространство и, в частности, обдувает Землю. Так вот, можно сказать, если поток частиц — солнечный ветер, то магнитное поле Земли — «эолова арфа». Ее силовые линии подобны невидимым струнам, чутко вздрагивающим при малейших порывах этого электрически заряженного ветра. Теоретики еще в 1953 году предсказывали, что армады заряженных космических частиц должны захватываться магнитосферой планеты и образовывать радиационные пояса. Но тогда мало кто полагал, что, попав в плен, эти частицы ведут себя так, словно их нанизали на раскаленные струны, стремительно мечутся из

полушария в полушарие, рождая различные волны, космические токи и, высыпаясь в верхние слои атмосферы — полярные сияния. Другими словами, на высоте сотен, тысяч, десятков тысяч километров над Землей разыгрываются бурные события.

Я спросил, что же ученые такими, по существу, чисто наземными методами надеются узнать? Она ответила довольно общо:

— Космическую «погоду» в окрестностях Земли.

Надо сказать, что такая осторожность в отношении детализации перспектив исследований была вполне оправданна — эксперименты только разворачивались. Позже, на научных конференциях, Троицкая и ее коллеги уже смело лепили физическую мозаику околоземного космического пространства.

...И вот я снова в гостях у профессора Троицкой. Все там же — в старинном московском переулке близ Смоленской площади, в уютной квартирке, наполненной экзотическими сувенирами из многих стран Европы, Америки, Азии, Африки, где она побывала. В рабочем кабинете все тот же беспорядочный ворох рукописей, таблиц, расчетов.

И снова течет неторопливая беседа. На этот раз об ОТКРЫТИИ.

...Среди ученых часто бытует мнение, что всякое подлинно научное открытие делается случайно. Что ж, если это правило, то открытие сотрудников ИФЗ АН СССР профессора Валерии Алексеевны Троицкой и Марии Васильевны Мельниковой в некотором роде исключение. Они шли * чему годы. Шли, отстаивая свою точку зрения и свои методы исследований.

Если бы магнитное поле обладало способностью светиться, межпланетный путешественник увидел бы медленно движущуюся вокруг Солнца... комету. Внутри ее головной части диаметром

28