Юный техник 1977-10, страница 76В сегодняшнем выпуске заочной школы радиоэлектроники мы продолжаем рассказ о теории игр и даем описание еще одного играющего автомата. МОРРА В восьмом номере нашего журнала вы познакомились с комбинаторными играми — в них, как мы говорили, неопределенность исхода связана с обилием всевозможных вариантов, которые перебирают игроки в поисках лучшего хода. В играх подобного рода в принципе для одного из игроков существует набор правильных ходов, ведущий к выигрышу. Другой игрок при этом заведомо обречен на поражение. Сегодня мы расскажем о стратегических играх — здесь неопределенность исхода вызвана тем, что каждый из игроков, выбирая очередной ход, не знает, какой ход сделал (или сделает) противник. Каждый отдельный ход игрока не может быть назван плохим или хорошим — для этого нужно увидеть, каков ход противника. В теории игр строго математически доказывается, что необходимо от партии к партии менять свои стратегии случайным образом или, как говорят, использовать смешанную стратегию. Если каждый из игроков будет использовать такую смешанную стратегию, то при большом числе партий средний выигрыш каждого будет равен нулю. В каждой отдельной партии выигрыш может быть н£ стороне любого из игроков. Отклонение же от оптимальной стратегии грозит проигрышем. Внешний вид играющего автомата, придерживающегося оптимальной смешанной стратегии, приведен на рисунке 1. На лице вой панели под надписью «Человек» расположены в ряд три тумблера, которыми человек показывает (включает) на круглых табло свое число; и три тумблера, которыми он угадывает число противника. Под надписью «Автомат» находятся три круглых табло, показывающие задуманное число, и три табло, на которых автомат фиксирует угадываемое им число. Чуть ниже этих табло расположена кнопка «Ход автомата». Число очков, которые выиграл человек или автомат, фиксируется на специальных табло в t правой части лицевой панели. 72 |