Юный техник 1977-11, страница 25

Юный техник 1977-11, страница 25

В чем причина болезни? Как ее лечить? Пришлось ученым обстоятельно заняться этой проблемой. В 1967 году американскому биологу Чарльзу Эрету удалось выяснить, что в роли биологических часов выступают молекулы ДНК, а еще спустя некоторое время стал проясняться механизм десинхроноза — так назвали эту болезнь врачи.

Ход наших биологических часов, оказывается, определяется прежде всего регулярной сменой дня и ночи, света и темноты. Падая на сетчатку глаз, свет вызывает сигнал, который по зрительным нервам попадает в отдел головного мозга, называемый гипоталамусом. Этот высший нервный центр обеспечивает взаимодействие внутренних органов. Гипоталамус связан с одной из важнейших желез внутренней секреции — гипофизом, который, в свою очередь, управляет деятельностью других желез, вырабатывающих гормоны — регуляторы процессов, происходящих в организме. В результате такой цепочки количество гормонов в крови колеблется в ритме «свет— темнота» и обеспечивает высокий уровень жизнедеятельности днем и низкий ночью.

Люди прошлых и начала нашего веков путешествовали сравнительно медленно. За то время, пока паровозы, пароходы или еще более неспешные экипажи доставляли пассажиров из одного пункта в другой, организм успевал подвести свои часы. Когда же человек садится в реактивный самолет и перелетает, скажем, из Европы в Америку, день для него сразу меняется местами с ночью. Привычные ритмы организма резко сбиваются, начинается их экстренная перестройка на новый лад. Отсюда у человека неожиданная усталость, бессонница, плохое самочувствие... Словом, десинхроноз.

Где выход из положения? Возвращаться назад к медлительным

извозчикам? Но очень уж мало радости, «дорожной скукой насладясь вполне», полгода добираться на остров Сахалин, почти неделю тратить на путешествие из Ленинграда в Москву... Нет уж, раз современная техника приучила нас к реактивным и космическим скоростям, так пусть же она помогает искать и лекарство от десинхроноза.

Ученые Института психологии АН СССР призвали на помощь математику и- электронику. Сейчас здесь идет отладка программ для ЭВМ, которая поможет психологам найти оптимальные методы и режимы перевода «стрелок» биологических часов.

— Мы хотим, чтобы быстрее избавлялись от десинхроноза летчики и пассажиры самолетов, летающих на дальние расстояния, — сказал мне А. К. Попов, заместитель заведующего одной из лабораторий института. — Ночной рет жим пригодится для операторов электростанций, сталеваров, моряков... Словом, для всех тех, кому по условиям производства приходится работать в непривычное время суток.

Некоторые рекомендации ученые могут дать уже сегодня. Человек должен отсыпаться не после вахты, а спать перед ней. Причем в условиях, полностью имитирующих ночные: при минимальном шуме и в затемненной комнате.

Конечно, человека, спавшего ночью, трудно заставить спать еще 6—8 часов и во второй половине дня. Поэтому перевод «стрелок» осуществляется постепенно: человек спит перед работой сколько может. Опыты, поставленные в Институте медико-биологических проблем Министерства здравоохранения СССР под руководством Б. С. Алякринского, показали, что уже через 3— 4 суток человек начинает чувствовать себя на ночной работе вполне удовлетворительно. Через 10 дней у испытуемых повысилась

23