Юный техник 1977-11, страница 59

Юный техник 1977-11, страница 59

Будущий ученый, инженер, врач должен иметь представление не только о биноме Ньютона, но и о мадонне Рафаэля.

Неразвитость пространственного мышления — помеха в конструировании машин, проектировании сооружений. Мало быть грамотным чертежником, штампующим безукоризненно точные, но бездушно ремесленнические схемы. При всей своей внешней правильности решение может оказаться уродливым. Сделать его прекрасным помогает чувство композиции, гармонии, пропорциональности, опыт рисовальщика, живописца, если не свой, то чужой.

Развитое пространственное

мышление необходимо также всем, кто имеет дело с рентгеновскими изображениями, обычно плоскостными (экран, снимок). Стоит ли напоминать, что ошибка врача может стоить жизни пациенту? Между тем иногда возникают необоримые оптические иллюзии, связанные с восприятием рельефа, когда вогнутое кажется выпуклым и наоборот.

Чтобы облегчить расшифровку рентгенограмм, их сейчас делают иногда многоцветными, похожими на раскрашенные черно-белые фото. Конечно, палитра в этом случае условная, но не произвольная: она подбирается специальной аппаратурой по определенной программе. Ясно, что дальнейшему совершенствованию и применению этой техники не помешает, а поможет тонкое колористическое чутье, которое развивается опять-таки • эстетическим воспитанием.

Сегодня, когда рентгенография все шире внедряется везде — в музеях и лабораториях, на заводах и фермах, — скоропалительное знакомство с ней по кратким инструкциям становится уже недостаточным. Равно как н узконаправленное освоение ее от сих до сих по вузовским спецкурсам. Завтра она понадобится рабочему и инженеру, ученому и художнику.

КАЖДЫЙ ДЕНЬ, КАК ПОСЛЕДНИЙ

Вероятно, неверно начинать разговор о книге с совета. И все же пишу: обязательно прочтите книгу Олега Куваева «Каждый день, как последний».

К слову «романтика» я отношусь настороженно. Настолько оно стереотипно, что одно лишь его упоминание подсказывает традиционную гитару с не менее традиционными юными бородачами у костра или крепыша геолога, лихо раскалывающего глыбу ценных пород, или обветренного строителя, или вообще некоего «едущего за туманом» современного героя.

А ведь на самом деле все не так. Существует настоящая, нефальшивая романтика, неуклюжая, до крайности непонятная, но зато такая искренняя, что боишься прикоснуться к ней, осквернить своим удивлением, а то и недоверием. И живут в ней странные, чудаковатые люди, у каждого из которых есть своя, ему одному видная цель. Вот таким романтиком прожил свою недолгую жизнь Олег Куваев.

Он родился в 1934 году недалеко от Вятки. Учился в интернате. Окончил геологоразведочный институт. А затем работал в горах Тянь-Шаня, на Чукотке, в Певеке, на острове Врангеля. Интересной была работа, неповторимым оказался Север, но больше всего поразили Куваева люди, с которыми он повстречался, их искренность и все та

55