Юный техник 1977-12, страница 44

Юный техник 1977-12, страница 44

в 943-м году крупный город Бер-даа подвергся нападению русов. После их ухода жители стали разрывать могилы воинов, чтобы достать оттуда мечи. А у половцев существовало поверье, будто обладатель такого меча становился сильнее впятеро. У русских-де оружие заговоренное, потому они и побеждают.

Сабля тоже была известна на Руси, но тогда она встречалась значительно реже. Любопытно, что до XIII века наши летописи /поминают русскую саблю только три раза. Между тем как оружие степных народов она упоминается постоянно.

Наравне с мечом ценилось воинами ударное копье. На его длинное древко (иногда до двух метров) насаживался острый железный наконечник. Его называли «рожном». Отсюда и пошло выражение «лезть на рожон». Не каждый воин имел меч, но без копья он обойтись не мог. русские конные полки, завязывая бой, с копьями наперевес мчались навстречу врагу, наносили первый стремительный удар и лишь тогда брались за мечи. «Даниил же вободе (вонзил) копье свое в ратьного... и обнажи меч свой...» (Ипатьевская летопись, 1231 г.).

Копье в рукопашных схватках часто ломалось. «Копье приломи-ти конец поля Половецкого», — говорится в «Слове о полку Иго-реве». Кроме ударных копий (их еще называли о с к е п а м и), русские воины были вооружены с у -лицами — короткими метательными дротиками.

Если меч был по преимуществу оружием князей и их конных дружин, то пешее народное ополчение шло в бой с топорами, рогатинами, сулицами и киями. Кии — это колья и палки.

В Поднепровье была еще широко распространена булава — бронзовый шар, залитый внутри свинцом. Снаружи у него выступали «ребра». Булава с шестью

ребрами называлась шестопером. Насаженная на длинную рукоять, булава представляла собой довольно грозное оружие. Но в северных землях, владимиро-суз-дальской и новгородской, ею почти не пользовались.

При медленном сближении войск бой обычно начинался перестрелкой из луков. В разгаре битвы стрелы ■ сыпались дождем: «идяху стрелы, аки дождь...», «оступиша (обступили) весь град Чернигов и пустиша множество стрел, и яко и неба не видети». «Слово о полку Иго-реве»- упоминает стрелы каленые: очевидно, наконечники их ковались не только из простого железа, но и из стали.

Хороший лук бил шагов на двести. Делали его, как правило, составным. Деревянная дуга твердого дерева оплеталась вареными бычьими сухожилиями, а иногда для большей прочности укреплялась роговыми пластинами. Луки делались разных размеров. Одна из русских летописей говорит, что в битве при реке Хороле у хана Кончака «были луки тугие самострельные; пятьдесят воинов едва могли их напрячь».

При изучении древнерусского оружия многие исследователи упорно старались доказать иноземное происхождение найденных образцов вооружения. В первую очередь это касалось мечей. Их неправильно называли «варяжскими». На самом деле такие мечи с прямыми и широкими двухлезвийными клинками были одинаково характерны для всех стран Европы. Среди многочисленных мечей (не варяжского, а рейнско-дунайского типа) архео-

У HyilH^A

ш

41