Юный техник 1978-01, страница 23

Юный техник 1978-01, страница 23

может достигать фантастических величин — сотен миллионов, миллиардов вольт. А не работает ли здесь такой механизм: поле разгоняет содержащиеся в атмосфере электроны до такой энергии, что они, бомбардируя сгусток, восполняют его потери на излучение? Писали уравнения, считали, строили графики зависимостей. И пришли к выводу: напряженность поля и величина текущего под его воздействием тока между облаком и землей для подпитки шара недостаточны.

Однако объяснение и этому феномену нашлось. Новую идею предложил на проходивших недавно в столице Ломоносовских чтениях опять же московский физик Александр Хазен. Его исследования показывают, что в грозовую погоду природа мечет далеко не только громы и молнии. В атмосфере в это время несутся невидимые энергетические валы.

Мы знаем, что воздушный океан нашей планеты практически состоит из двух сортов атомов: азота и кислорода. В грозу под действием разности потенциалов в атмосфере начинается направленный дрейф электронов, и они, естественно, то и дело сталкиваются с атомами. Как? Совсем не так, как подсказывает нам здравый смысл. В самом деле, если кому вздумается двинуться сквозь толпу пешеходов, не выбирая дороги (электрон ведь не выбирает), то чем выше будет скорость «экспериментатора», тем больше произойдет столкновений. Атомный же мир законам здравого смысла мало подвластен. Оказалось, с атомами азота, а их в атмосфере большинство, как раз при характерных для грозы электрических полях электроны испытывают соударений тем меньше, чем скорость электронов... выше! Это приводит к тому, что отдельные участки дрейфующего моря электронов, достигшие некоторой критической

скорости, вдруг начинают скатываться, как с горки. Эффект «горки», словно приказ командующего, перестраивает войско заряженных частиц в следующие друг за другом шеренги. И они несутся, подобно волнам морского прибоя, но это уже не дрейф при маловетрии, а накаты шквала: скорость шеренг достигает 1 тыс. км в секунду. Энергии этих волн, показывают расчеты Александра Хазена, достаточно, чтобы, настигая плазменный шар, с избытком подпитывать его своим электростатическим полем, поддерживая в нем высокочастотные электромагнитные колебания.

Итак, на базе физики и математики найдены, казалось бы, те механизмы, которые дают непротиворечивый ответ на вопросы, как возникает шаровая молния и, главное, почему она живет не мгновения, как молния линейная, а зачастую десятки секунд, минуты. Но теория лишь тогда считается достоверной, когда она хорошо объясняет все наблюдательные данные.

Многие, например, наблюдали огненный шар, плавно движущийся над землей на одной и той же высоте. Причину этого понять нетрудно. С одной стороны, светящаяся сфера, обладая более высокой температурой по отношению к окружающей среде, стремится под действием архимедовых сил всплыть. С другой — под действием электростатических сил шар притягивается к влажной проводящей поверхности грунта. На какой-то высоте эти усилия уравнивают друг друга.

Иногда шар делает резкие скачки. И здесь виновники известны: либо это порыв ветра, либо на пути дрейфа резко изменилась напряженность электрического поля.

Почему шар норовит забраться в дом то через трубу, то через форточку? Такое свойство плазменного сгустка не только объяснимо, оно обязательно. Все

21

Scarred: Leonid Karelin (holligan@mail.ru)