Юный техник 1978-01, страница 22

Юный техник 1978-01, страница 22

вспомнить, отчего возможна надежная связь на коротких волнах даже между самыми отдаленными континентами. Все дело в том, чтс для этих волн условия в ионосфере (концентрация заряженных частиц, величина диэлектрической проницаемости) таковы, что сигнал от нее отражается почти как от зеркала и в прослойке ионосфера — Земля по пилообразной траектории обегает планету.

Не исключено, что один из плазменных сгустков, образующихся в канале линейной молнии, будет обладать такими же, что и ионосфера, физическими параметрами, и тогда попавшая в него волна определенной частоты начнет отражаться от его внутренних границ. В результате излучение окажется запертым в объеме поперечником в несколько десятков сантиметров.

Запертым? Но ведь, как и обычный свет, всякое электромагнитное излучение оказывает давление. И противники гипотезы плазменной природы шаровой молнии резонно заявляют: плененные волны обязательно растолкают сферическую «стенку» сгустка, и он распадется, едва образовавшись.

Однако так ли это?

Старший научный сотрудник Научно-исследовател nChor о института механики МГУ Александр Хазен, похоже, нашел иной ответ на этот вопрос. Из его расчетов обнаружилось, что переменное поле поведет себя внутри плазменного образования весьма неожиданным образом: часть электронов оно загонит в центр шара (и суммарный отрицательный чарлд не даст разлететься положительным ионгм), остальные электроны вытолкнет наружу. Как следует из законов механики, оба коллектива электронов за счет полученного от поля импульса проявляют эффект реактивной отдачи: те, что двинулись к центру, норовят «стенку»

20

изнутри растолкать, устремившиеся же к периферии, наоборот, стремятся границу шара сжать. На каком-то расстоянии от его центра обе силы уравновесят друг друга, и «стенка» замрет.

Такой механизм вполне подходит к объяснению устойчивости огненного шара. Однако дальше иное.

Мы говорили: «огненный», «светящийся»... На языке физики это означает — излучающий энергию. Помня о законе ее сохранения, мы задаем вопрос: а откуда шар энергию получает? Источник-невидимка должен непрерывно подводить к нему по крайчей мере 100 Вт мощности, потому что, по расчетам, примерно столько шаровая молния теряет на излучение. Так где же этот источник?

Сравнительно недавно оригинальное предположение было сделано известным советским физиком П. JI. Капицей. Он рассуждал так. Обычные молнии мы наблюдаем сплошь и рядом, шаровая — явление редкое. Значит, и ее возникновение должно определяться наличием особых условий. Скажем, если грозовые разряды появляются над вогнутым, подобно чаше, рельефом, то рождаемое ими радиоизлучение может от него отражаться, словно от параболического зеркала. Сходясь в какой-то точке просгранства в фокус, сконцентрчрованная эы р гия создает пробой, который мы и наблюдаем в виде огненного шара. Однако расчеты и эксперименты показали, что для осу-ществления в атмосфере пробоя энергии излучения маловато, а главное, за счет чего этот комочек мольни продолжает жить, когда разряды линейной молнии отсу гствуют?

Уже давно у физиков на подозрении другой источник энергии, способный подпитывать шар. Мощность его огромна. Речь идет об электрическом поле между зем-пей и грозовым облаком. Разность потенциалов между ними

Scaned: Leonid КагеГл (ho'ligan^maiLru)