Юный техник 1978-03, страница 10

Юный техник 1978-03, страница 10

стальными мускулами машины — огромного стального «крота».

Его корпус, оболочка н скелет состоят нз полусотни шарннрно соединенных щитовых секций. Гндродомкраты придавливают щиты к стенкам лавы. Накатник нз бревен и толстая резиновая лента образуют потолок. Так устроен собственно щнт агрегата, сдерживающий давление горных пород с боков и сверху.

Уголь режет н транспортирует конвейероструг — массивная стальная рама длиной во всю лаву. На гндродомкратах рама подвешена к щитовым секциям. На ее концах звездочки, которые приводят в движение мощную цепь. На ней укреплены каретки с зубьями. Зубья разрушают уголь, а каретки, как скребки, волокут и сбрасывают угольную стружку в спусковой колодец, расположенный в конце лавы. Через этот колодец уголь падает прямо в вагонетки.

Управляет агрегатом машинист с помощником. При включении гндродомкратов подачи конвейеро-струга он медленно спускается н состругивает примерно полуметровый слой пласта. Затем силу гндродомкратов, распирающих боковые щиты, ослабляют. Агрегат под собственной тяжестью сползает на полметра вниз. Таким образом стальной крот роет не нору, а прорезает щель.

«Мощь агрегата я почувствовал с первых дней работы, — рассказывает машинист шахты Валентин Горобец. — Успевай только вагонетки подавать. Гордость особая поднимается, когда послушна тебе этакая махина. Но скоро к этому чувству примешалась досада. Как ни крутись, как нн старайся, а заложенные в ней возможности не используешь и наполовину. При работе часто возникают такие ситуации, впору разорваться, иметь еще по десятку рук и глаз. Да и головы одной мало, когда нужно одновременно говорить н слушать, принимать сразу несколько решений.

Вот вам пример. Нередко мы с помощником находимся в разных концах агрегата, чтобы следить за его работой на большем участке. Видим, конечно, разное. Выбор же единственного правильного решения в буквально на глазах меняющейся ситуации требует знання полной, целостной картины. Между нами надежная телефонная или радиосвязь. Но ситуация может меняться столь быстро, что переговоры приводят порой лишь к трате времени, а то и к путанице.

С другой стороны, свойства самого угольного пласта, окружающих горных пород непредсказуемы. В любую секунду могут измениться твердость, трещиноватость угля, количество в нем опасного газа. То и дело встречаются твердые минералы, которые неожиданно увеличивают прочность пласта. Мгновенно среагировать машинист просто не в силах. А вместе с крепостью угля подскочит и нагрузка на валу электродвигателя, который тянет цепь с режущими органами. Двигатель выйдет нз рабочего режима, возможна его серьезная поломка. Такое может произойти в любой момент. Нн интуиция, ни опыт шахтера уже ие спасают, потому что включения случайны».

Осторожность вынужденная, обидная, от бессилия — единственное средство машиниста против аварий. Приходилось намеренно держать маленькую подачу. Агрегат недобирал мощности, а значит, производительности. Такая работа особой радости не доставляла.

К- счастью, беспокойство от неудовлетворенности скоро сменилось другим — беспокойством творческим. На шахте появились молодые ученые н инженеры Донецкого отделения института Гнп-роуглеавтоматнзацня. Первым зачастил сюда Петр Котенко, который занимался инженерной психологией н эргономикой.

8