Юный техник 1978-03, страница 12

Юный техник 1978-03, страница 12

Принципиально «Сирена» работает следующим образом. Уголь изменил крепость. Едва сила тока отклонилась от заданной, пошел сигнал на исполнительное устройство. Оно, реагируя иа сигнал, мгновенно уменьшает или увеличивает подачу. Подобно сверхчуткому сторожу, регулятор следит за малейшими изменениями крепости пласта, поддерживая при этом наивыгоднейший, оптимальный режим работы агрегата. «Сирена» увеличивает его производительность более чем на тридцать процентов».

Вслед за «Сиреной» ввели и другую автоматическую систему— пространственного перемещения коивейероструга. Теперь Валентин, стоя у пульта, легко задает этой шестидесятиметровой махиие любое из необходимых для работы положений. Нажатие одной кнопки — и колоссальный угольный «рубанок» подхватывается десятком мощных рук-гидродомкратов. С точностью до миллиметров по кратчайшей траектории они доставляют коивейероструг к рабочему участку пласта. Операция происходит в считанные секунды.

Но наиболее сложна автоматизация передвижки шитов. Совсем недавно она производилась так. Агрегат срезал слой пласта. На глубину этого слоя нужно опустить его щиты. Помощник машиниста шел вдоль агрегата и вручную переключал каждый щит иа «сползание». Лауреаты предложили групповое переключение. Группа из пяти щитов образует отдельную секцию. Число переключателей уменьшилось с пятидесяти до десяти. Но автоматизация получилась лишь частичной. Почему же не сделать единого автоматического управления всеми щитами с пульта? Пробовали. Да ие так все просто, когда имеешь дело с такой капризной средой, как горные породы.

«За передвижкой иужеи глаз да глаз, — говорят ребята. А потом обязательно добавляют: — Но

лучше телеглаз». Почему же непременно нужно присматривать? Скоро убеждаюсь в этой необходимости собственными глазами.

Началась передвижка. Одну из секций заклинило. Причина ясна: из стенки лавы вывалилось несколько небольших кусков породы, которые и затруднили сползание секции. Устранить эту неполадку — пустячное секундное дело. Но дело в том, что таких вот и ей подобных микронеполадок бывает много. Обычный автомат здесь не поможет. Тут действительно нужны глаз и рука. Но какой глаз? Какая рука?

Глаз и руку мне показали в лаборатории. Меня усадили перед экраном телевизора и дали в руку небольшой резиновый цилиндр, шнур от него шел в соседнюю комнату. Затем предложили пожать руку соседу... за стеной. Для этого, как объяснили, надобно лишь нажать кнопку иа цилиндре и слегка его изогнуть. Проделав это, я машинально поднял глаза на экран. Там чья-то черная богатырских размеров пятерня крепко стисиула руку лаборанта.

Техническая шутка объяснялась просто — я управлял манипулятором, а в соседней комнате стояла телекамера. Впрочем, она имеет отношение и к делу весьма серьезному.

Ребята уж думают о дальнейшем развитии своей работы — о превращении щитового агрегата в робота. Одним из наиболее вероятных и вполне осуществимых вариантов начальной стадии роботизации оии считают придание агрегату манипулятора с телеглазом. Такой манипулятор позволит оператору, не спускаясь в лаву, иметь там и глаз и руку для устранении мелких неполадок при передвижке. Остальные же процессы уже и теперь надежно автоматизированы.

Еще при первом знакомстве со списком лауреатов возникло впечатление, что вместе оии составляют как бы комплексную бригаду. Есть среди них и ученый, и

10