Юный техник 1978-03, страница 18

Юный техник 1978-03, страница 18

дачи крайне необходимо: решения нужны и строителям плотин, и нефтяникам, и мелиораторам, и людям многих других профессий. В сельском хозяйстве, например, если не принимать в расчет законы фильтрации, это может привести к многим бедам. Вода, просачиваясь сквозь стенки и дно оросительных каналов, может поднять уровень грунтовых вод, а это грозит полям повышенной испаряемостью, затоплением...

Много труда, много времени... Но зато сколько еще в этой науке — подземной гидродинамике — нерешенных вопросов и проблем Многим хватит работы!

— Пелагея Яковлевна, а теперь вопросы, с которых, может быть, следовало бы начать. Где и как вы учились! Кого вы считаете своими учителями!

— Училась в гимназии в Петрограде, хотя и родилась под Астраханью. Любимым учителем в гимназии был Николай Иванович Билибин, на уроках которого мне открылись строгие красоты логических построений алгебры

После гимназии — Бестужевские курсы. Теперь, наверное, не каждый и знает точно, что это такое, но тем не менее это учебное заведение, столетие которого отмечается в этом году, — одна из самых ярких страниц в истории русского образования и просвещения. Женщин не принимали в университеты, не говоря уж о том, чтобы допускать их к преподаванию в университетах. Пример Софьи Васильевны Ковалевской здесь особенно показателен Но передовые русские женщины стремились к образованию, к науке. Для таких женщин и были открыты в 187В году специальные курсы. Они помещались на Десятой линии Васильевского острова (теперь в Этом здании механико-математический факультет ЛГУ).

В мое время — перед самой революцией и после нее — здесь работали замечательные люди. Тригонометрию, например, вел академик Я. В. Успенский. А прекрасной души женщина Надежда Николаевна Гернет была для нас, бестужевок, не только преподавателем, но и другом. Когда у меня умер отец, она добилась для меня специальной платной должности библиотекаря в математической читальне.

А вскоре после революции курсы слились с университетом. Из моих университетских преподавателей назову имя Александра Александровича Фридмана. Диапазон его научных интересов был крайне широк: теория атмосферных вихрей и порывистости ветра, теория атмосферной турбулентности... Позже он возглавил Главную геофизическую обсерваторию, и я стала работать под его началом.

— Пелагея Яковлевна, вы работали и преподавали в Ленинграде, где стали профессором. Потом вместе с вашим мужем, выдающимся советским ученым Н. Е. Кочииым, переехали в Москву. Но в вашей биографии есть еще одна яркая страница: вы были среди тех ученых, которые уехали в Новосибирск, чтобы положить начало Сибирскому отделению АН СССР, знаменитому Академгородку. И хотя время это не так уж отдалено от наших дней, для читателей журнала оно настоящая история. Какими были первые дни Академгородка!

— Очень морозными, но и очень веселыми, радостными. Ученые, приехавшие в сибирскую тайгу, жили поначалу в бревенчатых бараках. К утру бараки промерзали. Но на наших глазах строились первые здания нашего будущего городка, здания первых академических институтов. Весной 1959 года Академгородок состоял уже из пяти трехэтажных настоящих домов. На месте

16