Юный техник 1978-06, страница 12

Юный техник 1978-06, страница 12

том XVIII съезда ВЛКСМ фрезеровщиком Евгением Хабаровым.

«Родился в Комсомольске. Да, выбирать город не пришлось.

Чувство города? По-моему, оно обязательно приходит к каждому, иначе здесь трудно было бы жить. Невозможно у нас вне комсомольских традиций. Но у всех это чувство, наверно, является по-разному. У меня, например, зто произошло остро — вдруг. Знаете, это было подобно како-му-то «мгновенному взрослению»...

Я был первый раз в Москве. Приехал на слет молодых ударников производства. Сосед мой по гостиничному номеру приехал сюда тоже издалека, но совсем по другой причине — на операцию. С горлом у него было что-то очень серьезное. Говорить он не мог. И вот прихожу я как-то вечером... И откуда он узнал, что я из Комсомольска? Говорит что-то еле слышно, боль пересиливая. Улыбаться пытается, а у самого слезы от боли. В общем, как ни уговаривал его, все о городе расспрашивал... Вот это и было мое «вдруг».

...Работа? У нас так считают: нет рабочих ни плохих, ни хороших. Потому что про хорошего говорят просто — настоящий. А плохого и рабочим не называют. И еще, с первого дня на заводе навсегда запомнил слова своего мастера: «Хочешь стать настоящим рабочим, не дели никогда работу на любимую и нелюбимую».

Со многими молодыми людьми довелось мне еще познакомиться. И все они так или иначе подтверждали: существует особое «чувство города». Что его рождает? Почти все отвечали — ответственность. Ведь слава не передается просто по наследству. Не зря же употребляют словосочетание — «бремя славы». Ее можно либо достойно нести, либо уронить.

Так случилось, что среди моих

10

новых знакомых оказался только один «некоренной» житель города — электрик с «Амурстали» Михаил Моисеев. Вспоминая о первых своих днях в Комсомольске, он сказал:

«Несколько дней на заводе очень неловко себя чувствовал. Здесь какое-то особенное отношение к молодым — доверие, уважение совсем вроде и не по возрасту и не по заслугам. Меня, приезжего, это прямо с толку сбивало. Поначалу даже казалось: подшучивают. Потом только дошло — тут по-другому просто не принято.

Наверное, от первостроителей такое отношение повелось. Они ведь сюда совсем молодыми приехали. Да и после все больше

молодежь ехала».

* * *

Вот такую атмосферу отношений между людьми строили вместе с городом ветераны Комсомольска-на-Амуре. Еще они вырастили достойное своей славы поколение, которое тоже стало поколением первостроителей. На карте появились два младших брата Комсомольска — его города-спутники Амурск и Солнечный. И оба уже знамениты. Первый — одним из самых мощных в стране целлюлозно-картонным комбинатом и машиностроительным заводом. Второй — город горняков — дает стране самое дешевое олово. И каждый в одинаковой степени — молодостью, красотой.

Опыт героического строительства Комсомольска помог рождению Братска, Норильска, Дивно-горска, Ангарска и других городов, построенных руками молодых. Он жив сегодня в комсомольских новостройках семидесятых годов. И города, которые вырастут завтра, тоже будут держать равнение на Комсомольск.

А. СПИРИДОНОВ

I