Юный техник 1978-10, страница 49

Юный техник 1978-10, страница 49

Даже неискушенному взгляду

очевидна разница в горных породах, слагающих берега озера и его острова. На берегах — светло-серые сланцевые скалы, а здесь темно-коричневая порода, будто побывавшая в гигантской печи. Но это тот же сланец, только подвергнувшийся действию мощных ударных волн, которые прокатились по земной коре в момент удара метеорита. Прикидываю в записной книжке возможную массу упавшего тела. Ого! — несколько сот миллионов тонн при минимальной скорости около 11 км/с. Даже на больших расстояниях падение этого метеорита должно было ощущаться как сильное землетрясение.

Старший научный сотрудник Кратерной партии В. И. Фельдман, показывая на коричневые камни, говорит с оттенком гордости:

— Вот что делает настоящая ударная волна! А какое здесь было давление?..

Чтобы ответить на этот вопрос, я беру геологический молоток и отбиваю кусочек породы. Дома, в лаборатории Института физики Земля, мы воспроизведем в маленьком образце при помощи взрывчатых веществ ударную волну заданной интенсивности и отдадим сохраненные после взрыва образцы геологам. Сравнивая искусственный удар с естественным, они смогут с достаточной точностью оценить те давления, которые сжимали 700 миллионов лет назад вот эти камни.

Поверхностные слон территории СССР геологами разведаны практически полностью. Теперь нас интересует, что лежит там, в глубинах планеты? Какие подарки природы мы сможем извлечь оттуда? Какое-то представление об этом и дают породы метеоритных кратеров. При соударении на них ведь действовали примерно. такие же температуры и давления, которые царят глубоко в недрах Земли...

Нашли на островах что-то для себя интересное и инициаторы создания Кратерной партии, сотрудники лаборатории сравнительной планетологии Института геохимии и аналитической химии АН СССР. Заведующий лабораторией К. П. Флоренский и старший научный сотрудник А. Т. Базилевский увлеченно рассматривают обломки застывшего расплава, которые имеют довольно правильную столбчатую форму. Они очень похожи на камни такой же характерной формы, иногда попадающие в поле зрения телекамер наших «луноходов». Может быть, «лунные столбики» тоже застывший расплав, образовавшийся при ударах метеоритов по Луне?.. Во всяком случае, знакомство с земными метеоритными кратерами поможет планетологам полнее расшифровать полученные с космических аппаратов фотографии далеких планет.

Небо, затянутое тучами, темнеет. Совсем темно здесь не станет и в полночь — белые ночи. Но пора все же ехать в лагерь. Мы снова заводим лодочные моторы, и острова остаются позади. Я смотрю на далекие берега озера, очерчивающие линию горизонта, и пытаюсь представить себе те, первоначальные «берега» — стенки кратера полукилометровой высоты, которые раньше окружали это место. Пытаюсь представить и не могу, слишком многое изменилось. Но в конце концов это не беда — есть ведь на Земле и другие кратеры.

...И вот мы в Казахстане, в 200 км к востоку от озера Балхаш. Местный кратер называется Шунак. Диаметр по гребню вала — 2 км, глубина от гребня до видимого дна — 200—300 м. Вместе с начальником Балхашской комплексной экспедиции Б. С. Зейликом мы стоим около буровой скважины в центре кратера и рассматриваем керн —

47

Scaned: Leonid Karelin (holl:gan@rns-:l.ru)