Юный техник 1978-12, страница 29ИНФОРМАЦИЯ МОЛОТОК «ДО, РЕ, МИ». Приложите руку к звучащему колоколу. Немалая в нем скрыта мощь. Только вот где и как использовать энергию колебаний? Своеобразное решение предложил ленинградский изобретатель Александр Михайлович Федотов. Для воплощения своего замысла изобретатель обратился к меньшему брату колокола — камертону. Он разогнул вилку этого нехитрого устройства настройщика музыкальных инструментов, а к середине прихватил скобой ручку обыкновенного молотка. И первое, на чем испытал Федотов свой необычный инструмент, — забивание гвоздей... Велик ли КПД обычного молотка? Нет, он меньше пятидесяти процентов. Остальное теряется на отдачу, которую воспринимает рука. А вот КПД нового молотка, который получил название «До, Ре, Ми», по чти сто процентов! При ударе закаленный стальной молоток-камертон работает сразу и как молоток, и как резонатор. Его концы интенсивно колеблются относительно средней части. Теперь силу удара значительно дополняет серия высокочастотных вибраций, которая мгновенно передается на гвоздь. Первый успех еще более подогрел интерес изобретателя, заставил глубже вникнуть в сущность процесса. Он вспомнил известный эффект: при сообщении металлу высокочастотных колебаний у того повышается пластичность. У Федотова родилась новая идея. Если увеличить размеры молотка-камертона и жестко закрепить один из его разведенных концов, то на противоположном — консольном можно устроить замечательную наковальню. Во-первых, КПД удара молота или штампа по заготовке, лежащей на такой наковальне, резко возрастает — причина та же, что и в случае с молотком «До, Ре, Ми». Во-вторых, благодаря все той же высокочастотной вибрации металл на ней с первыми ударами молота или штампа станет столь же пластичным, податливым, как после жаркого горна. На такой «музыкальной» наковальне можно ковать даже самые хрупкие сплавы и металлы, к примеру, вольфрам. Рисунок В. ОВЧИНИНСКОГО |