Юный техник 1979-03, страница 63

Юный техник 1979-03, страница 63

очень ценное приобретение эволюции. Это ученые поняли давно. Недаром китов и дельфинов, у которых совсем нет ушей, когда-то считали глухими. Но давайте разберемся.

У нашего любимца, самого популярного дельфина-афалины, С каждой стороны головы можно заметить по крохотной дырочке диаметром в 1—2 мм. Эти отверстия расположены не симметрично: одно из них находится значительно ближе к носу, чем другое. Они и являются началом слухового канала.

Нужно сказать, что у хорошо слышащих наземных животных звуковой канал никогда не бывает столь узким. Мало того, если бы мы хотели проследить слуховой канал дельфина-афалины на всем его протяжении, то были бы еще больше удивлены, обнаружив, что почти сразу же за наружным отверстием он резко сужается и приобретает вид тонюсенькой щели с просветом 360X36 мкм. Еще уже он у дельфина-белобочки: 330X32 мкм. Но это еще не все! Сравнительно недалеко от выхода слуховой канал полностью зарастает, превращаясь в тонкий шнурочек из достаточно плотной ткани. Правда, когда шнурок минует толстый жировой слой и добирается до мышц, в нем снова появляется просвет, даже немного более широкий, чем был вначале. И все-таки нг верится, что сквозь такую щелку можно что-то услышать.

Секрет слуха дельфинов был разгадан сравнительно недавно. Дело в том, что звуковые волны способны распространяться в любом веществе. Поэтому специальные «дороги» для них необязательны, зато могут понадобиться «двери». Чем плотнее среда, в которой распространяется звук, тем больше его скорость и меньше теряется энергии. Лишь на границе двух сред потери громадны. Только часть звуковых

волн проникает в новую среду, другая, нередко более значительная, отражается от ее поверхности. Вот почему наружное ухо наземных животных имеет форму воронки, заполненной воздухом. По воздушному конусу звуковая волна без потерь добирается до барабанной перепонки. Многие ткани головы отлично проводят звук. Воздушный волновод, ведущий к среднему уху, необходим лишь потому, что переход звуковых волн из воздуха в кожу затруднен. Иное дело — водные животные. Кожа и жир дельфинов по вкустическим характеристикам близки к воде. Поэтому переход звуковых волн из воды в ткани головы происходит без значительных потерь. Жир акустически «прозрачен». Вот почему наружное ухо со специальным каналом-волноводом, служащим дорогой для звука, дельфину совершенно не нужно.

Но давайте вернемся к назначению звуковых раковин наземных животных. Природа очень экономный конструктор. Создав рупор для улавливания звуковых волн, она стала размышлять о том, какую еще пользу из него извлечь. Для живущих в тропиках теплокровных животных остро встал вопрос о перегревании организма. Срочно потребовались охладительные устройства. Вот ими и стали... уши.

В центральных районах Сахары, в Аравийских пустынях и на Синайском полуострове обитают маленькие симпатичные лисички — фенеки. Ранней весной в их норах появляется 4—5 малышей. Жители оазисов, если им посчастливится выследить жилище фе-неков, раскапывают нору и приносят домой очаровательных малышей с крохотными хвостиками и маленькими круглыми ушками. Зверята быстро прибавляют в весе, но еще быстрее растут их уши. Когда животные подрастут, они, как остроумно заметил аме

60