Юный техник 1979-03, страница 78

Юный техник 1979-03, страница 78

тектурное убранство при строительстве жилых домов, театров, клубов, Дворцов культуры н других общественных зданий.

Своими знаниями и опытом мастера щедро делятся со школьниками. В крупных городах республики — Бухаре, Самарканде, Фергане — при Домах пионеров организованы кружки резьбы по ганчу. В Ташкентском республиканском Дворце пионеров и школьников ребята с увлечением изучают древнее ремесло под руководством мастеров-ганчкоров Асрола Мухтарова и Хаёта Абдуллаева. Среди резных ганчевых работ кружковцев больше всего настенных орнаментальных плит, в которых прослеживается стремление следовать традициям старой архитектурной резьбы. Но есть изделия, которыми ребята как бы расширяют сферу применения резного декора. Так, ими сконструированы и выполнены в материале всевозможные светильники: бра, торшеры, настольные лампы. Изящный прорезной орнамент в этих изделиях напоминает легкую кружевную вязь. Прежде чем начать работу над созданием собственных орнаментальных композиций, каждый кружковец под руководством опытных педагогов изучает старинные орнаменты, историю архитектуры родного края, закономерности построения узора, традиционные технические приемы резьбы по ганчу.

Рассмотрите внимательно орнаменты из резного ганча. Вы без труда заметите, что каждый такой орнамент состоит из нескольких повторяющихся частей. Вернее, одна часть орнамента повторяется несколько раз. Эту повторяющуюся часть орнамента в декоративном искусстве принято называть раппортом. В замкнутой орнаментальной композиции (в квадрате, круге, прямоугольнике, овале, ромбе) в зависимости от сложности

Настенные декоративные плиты из резного ганча. Работы кружковцев республиканского Дворца пионеров и школьников имени В. И. Ленина, Ташкент.

орнамента раппорт повторяется от двух до десяти раз и более. Раппорт узора в полосе «занд-жира» может повторяться бесчисленное количество раз — это зависит от длины бордюра или рамки, для которых этот узор предназначен. В ряде случаев форма орнамента полностью зависит от формы декорируемого предмета. Например, для светильника, имеющего плафон в виде усеченного конуса, орнамент необходимо умело вписать в трапецию. При работе над

75