Юный техник 1979-03, страница 77

Юный техник 1979-03, страница 77

Б умелых руках лучший клад-ремесло, что с ним в целом мире сравниться б могло?

Фирдоуси

Самобытно и разнообразно искусство Узбекистана. Нет, пожалуй, самого простого и примелькавшегося материала, который не был бы включен в сферу творческих исканий народных мастеров. Возможно, и по сей день среднеазиатская разновидность гипса — ганч служил бы всего-навсего лишь штукатуркой для стен да скрепляющим материалом в кирпичной кладке, если бы к нему в глубокой древности не прикоснулся резец узбекского мастера — ганчкора. Недаром восточная мудрость гласит, что не материал делает вещь бесценной, а искусные руки мастера.

Орнаментальное искусство резьбы по ганчу достигло своего расцвета в XVIII—XIX столетиях В этот период пышным декоративным убранством из резного ганча украшались мечети и богатые дома знати. Но и простой народ тоже старался украсить свое жилище. Резной декор в простых домах был более скромным и являлся естественным оформлением его конструкций. Наиболее часто украшались стены гостиных и террас. Ниши в стене, где обычно хранили постельное белье, и ниши для посуды с любовью отделывались затейливой резьбой. Створки ниш оформлялись в виде орнаментальных решеток. Над дверью и окнами узбекского жилища встраивались орнаментальные решетки, которые часто отливали из ганча. Через них в помещение проникал свежий воздух и дополнительный свет. Выполненные в виде изящного узора, они в то же время служили украшением жилища.

В наше время резной ганч в Узбекистане находит самое широкое применение как архи-

Фрагменты панели из дворца Саманидов. Резной ганч. Респуб-линанснии музей нультуры узбекского народа. Самарнанд.