Юный техник 1979-03, страница 75

Юный техник 1979-03, страница 75

САМА СЕБЯ ТОЛКАЕТ

Листая подшивку «ЮТ» за 1975 год, Константин Лавринов обратил внимание в № 5 на небольшую заметку о том, что в Англии сконструирована водная лыжа, напоминающая обычную гладильную доску. Ее гребной винт приводится во вращение двухтактным двигателем. А управлять такой лыжей можно как стоя, так н сидя на ней перемещением лишь центра тяжести тела. Константина удивила скорей не простота, а красота технической идеи. Вот, скажем, в его родном Павлодаре, что размахнулся на берегу Иртыша, много лет тренируются воднолыжники. Не раз Лавринов видел, как спортсмены описывают крутые виражи, держась руками за фал — длинную веревку, связывающую воднолыжника с моторной лодкой. Тогда-то н обратил он внимание на беспомощность спортсменов в тех случаях, когда они падали в воду. При этом водные лыжи не держали спортсмена на плаву, а буквально сковывали движения его ног, мешали плыть. И вот водная лыжа — гладкая доска, да еще не простая, а с собственным мотором.

Идея увлекла Костю. И зимой, когда Иртыщ сковал лед, принялся за конструирование. Тут-то он и понял, что одного желания еще явно недостаточно. Пришлось много заниматься расчетами, советоваться с инженерами, консультироваться со специалистами.

Давайте познакомимся с последовательностью первых творческих шагов юного конструктора. С чего же он начал? Вот, скажем, вопрос габаритов. Корабелы учитывают ведь все: и собственный вес судна, и вес груза, н вес его двигателей. Применимо ли это правило для

расчета мотолыжи? Нет. И Лавринов это почувствовал сразу. Собственный вес лыжника плюс вес самой лыжи (его Костя принял равным 15 кг, чтобы легче было носить до реки на руках) — в сумме получилось что--то около 75 кг. Следовательно, чтобы мотолыжа держала своего «седока» на плаву, она должна вытеснять объем больше 75 дм3. Пересчитывая этот объем на внешние габариты лыжи, Костя убедился: лыжа получается неуклюжей. И тут юный конструктор принял правильное решение. Он пошел на явное занижение размеров во имя внешней красоты. Причем сделал это сознательно. Днище лыжи ведь во время скольжения по воде будет создавать подъемную силу, и тем большую, чем выше скорость.

От теоретических рассуждений к конструкторским проработкам Костя перешел лишь после того, как удалось достать мотор от мопеда «Верховина». Правда, мотор пришлось немного переделать — снять несколько ненужных деталей н дополнительно к нему разработать новую муфту, сцепление я удлиненный вал, на конце которого крепился гребной винт.

Подумал Юный конструктор н о системе безопасности. На гладкой доске ведь трудно устоять, особенно во время резких поворотов или при высокой волне. Значит, спортсмен может упасть в воду. Мотор лыжи должен автоматически выключаться, иначе она может далеко уплыть. А еще, чтобы не нанести человеку травм, вращающийся винт нужно закрыть защитным чехлом. С чехлом дело оказалось намного проще, чем с автоматикой. Но и ее в конце концов разработал Лавринов. От топливного бака к

72