Юный техник 1979-07, страница 15мания. Мы отправляемся в путешествие по времени...» Так начинает экскурсию Евсей Самойлович Бялый — основатель, директор и экскурсовод общественного музея истории, техники и искусства фотографии. Музей этот каждый четверг, с 12 до 17 часов, работает в Москве, на Кропоткинской набережной, 17. Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто услышать. И мы смотрим во все глаза на виды старинной Москвы с пролетками, керосиновыми фонарями и булыжной мостовой... Остановись, мгновенье — ты прекрасно, сказал поэт. Но как нелегко было останавливать эти мгновенья первым фотографам! — Слабая светочувствительность фотоматериалов того времени, — рассказывает Евсей Самойлович, — заставляла делать экспозиции продолжительностью около часа! Движение, скажем, автомобиля с такой выдержкой, конечно, не снимешь. Для человека такая съемка — испытание на выдержку и выносливость. Так что на первых фотографиях мы видим, пожалуй, самых терпеливых людей прошлого века... А какими были фотоаппараты! Некоторое представление об их размерах дает хотя бы такой факт: выезжая на съемку, многие фотографы специально нанимали телегу для перевозки аппаратуры. А один из первых путешественников-фотографов, отправляясь в глубь Африканского континента, только для переноски фотоаппаратуры и принадлежностей нанял 40 носильщиков! И готовые фотографии выгляде- Надар в корзине воздушного шара. (С нари натуры того времени.) Париж с высоты птичьего полета. (Фото, сделанное Недаром во время полета на воздушном шаре.) ли далеко не так, какими мы привыкли видеть их сегодня. Мало того, что изображения на дагерротипах были много бледнее, они еще не поддавались размножению. Каждый снимок оставался единственным в своем роде.. Позднее англичанин У. Толбот изобрел калотипию — способ, «дающий красивые отпечатки» (примерно так переводится это название с греческого языка). Способ этот основывался на получении негатива, с которого уже можно было отпечатать несколько фотокарточек. Но и этот способ пока мало походил на современную фотографию. Процесс обработки фотоматериалов отнимал у фотографа несколько часов, причем сидеть приходилось в полной темноте. — Лишь когда появились панхроматические фотоматериалы, нечувствительные к оранжево-красной части спектра, в жизни фотографов наступило некоторое просветление, — продолжает свой рассказ Евсей Самойлович. — Фотохимическую обработку оказалось возможным вести при красном свете... Вот как описывает этот период известный советский писатель 13
|