Юный техник 1979-09, страница 24

Юный техник 1979-09, страница 24

по моему мнению, должен был видеть Гагарин через иллюминатор «Востока-1»

На деле все получилось совсем не так, как я предполагал. Юрий Алексеевич внимательно посмотрел на мой рисунок и задумался. Пауза затянулась. Почему так? Что заставило первого космонав та задуматься над очевидной, казалось бы, картиной? Эмоциональ ное волнение? Неудачная конст рукция иллюминатора? Какие то другие, еще не познанные космические явления?. Словом, проблема оказалось много сложнее, чем представлялось первоначально.

В этом на своем опыте вскоре убедился и один из конструкто ров космической техники — К- П. Феоктистов. Когда он полетел в космос, одно из заданий его программы гласило: «Выявить наилучшие условия наблюдения звезд и измерения их высот над горизонтом Земли». Но, как Феоктистов ни старался, увидеть звезды вблизи дневного горизонта Земли он не мог Они стали видны, лишь когда корабль вошел в теиь Земли.

И каждый последующий полет

Бортовой астронавигационный глобус.

приносил что-то новое. Так 9 июня 1971 года космонавт В. Пацаев записал в бортжурнал: «На светлом участке орбиты звезды почти не видны даже в проти-восолнечный иллюминатор..»

В Севастьянов во время своего второго полета в космос обнаружил, что звезды при заходе их за горизонт Земли мерцают и дрожат. Американские астронавты Д Макдивитт и Э. Уайт должны были на космическом корабле «Джемини-4» выиолнить измере ния углов между звездами и горизонтом Земли с помощью специально взятого на борт астрономического секстанта. Однако при первом же витке на Землю полетела радиограмма «Звезд не видно»

Итак, стало ясно: звезд в иллюминатор на дневной стороне Земли действительно не видно. Но почему? Трудность аналитических расчетов и лабораторных экспериментов осложнялась еще и тем, что не была известна степень влияния каждого из факторов на общую картину.

Взять хотя бы адаптацию глаз. Известно, что человек, вошедший с улицы в полутемное помещение, как бы слепнет: нужно некоторое время, чтобы глаза привыкли, адаптировались к полутьме. В космосе, если даже пренебречь фактором невесомости, тоже, несомненно, каким-то образом влияющей на зрение, адаптация намного усложняется. Мало того, что день и ночь у космонавтов сменяют друг друга каждые 40— 50 минут, неся с собой резкое изменение освещенности. Приходится ведь еще как-то приспосабливаться к освещенности Земли, к солнечным лучам, то и .дело заглядывающим в кабину, к световым бликам на циферблатах приборов, быстро меняющим свое положение, поскольку в целях экономии энергии на космических кораблях довольно часто применяют режим вращения корабля вокруг центра масс.

22