Юный техник 1979-09, страница 34

Юный техник 1979-09, страница 34

для обработки стали, можно обойтись тем, wtj имелось в лаборатории. Он решил склеить шар из двенадцати одинаковых пятиугольников, сначала проверить идею на модели.

После окончания третьего курса друзья Леха собрались на каникулы в горы. Он отказался наотрез. Летом можно было целыми днями работать в лаборатории. Чудак... Его действительно многие на хурсе считали чудаком, занимающимся делом, у которого будущее в полном тумане. Число эскизов и чертежей перевалило за триста. Он , уже склеил четыре «шарика» — модели в четверть натуральной величины, испытал их. Теперь формовал большие секции, некоторые с круглыми отверстиями в центре — для иллюминаторов. Он .часами не снимал респиратор — синтетические клеи довольно вредны для здоровья. Неделями ходил мрачнее тучи — что-то не ладилось. Всю стипендию вгонял в эти пятиугольники. Для чего?..

А тем временем в Гдыне, в Морском рыболовном институте думали, где раздобыть подводный аппарат для наблюдений за орудиями лова, косяками рыб и их поведением, но проектировать и строить его никто не брался. Правда, в Канаде есть фирма, специализирующаяся на подобных подводных лодках. Чтобы купить лодку, нужна валюта, а ее пока у института не было.

Лех так и не поинтересовался, кто и как узнал в институте о его работе. Все произошло в ошеломляюще быстром темпе. Когда отдохнувшие, загоревшие приятели вернулись домой, перед ними был не просто однокурсник, а «генеральный проектант», у которого договор на руках, на имя которого открыт счет в банке, который теперь может приглашать на работу рабочих, техников и даже инженеров. Чудачество оказалось делом, необхо

димым для целого научного учреждения.

— И я мысленно сказал спасибо пану Александру Македонскому, а также писателю Главацко-му, рассказавшему о его путешествии в подводное царство, — улыбнулся Лех.

— Теперь, конечно, легче стало работать?

— Нет, нет, нет! В сто раз труднее! То я мог ошибаться, не спешить, до окончания института еще далеко... Теперь же у меня были точные сроки окончания работы. План! Лодка стала делом моей чести.

А первые испытания выполненной в натуральную величину кабины-шара (диаметр 2 м) закончились неудачей. Она не выдерживала давления, хотя по расчетам все должно было быть в порядке. Неужели сама идея изготовить кабину из стандартных блоков была неверной?

— Свои ошибки всегда искать труднее, чем чужие, — сознался Лех, — особенно когда ошибочным оказывается решение, которое считал... одним из самых своих остроумных достижений. Первоначально я хотел сделать главный, центральный иллюминатор большой, такой же стандартной, пятиугольной формы, как и все части кабины. Прекрасный получался обзор, прямо как из «Наутилуса» капитана Немо. Несколько месяцев искал ошибку, а она таилась в этом прекрасном пятиугольном «глазе»! Моему окну не хватало ремы из стеклопластика, которая бы намертво соединялась с гранями окружающих ее секций. Переделал кабину — все стало хорошо.

После этого у Леха Ровиньско-го начался долгий период оснащения лодки приборами, механизмами. Лишь приборы и аккумуляторы батареи были заводского изготовления. Все оборудование кабины, двигатель, балласт, системы жизнеобеспечения необходимо было проектировать, де-

32