Юный техник 1979-10, страница 37

Юный техник 1979-10, страница 37

камне», «Бунт минералов», «Под покровом мантии», «Занимательно о геологии»,. «Новости каменного Урала». Страницы этих книг словно бы наполнены ветром дальних дорог, дымом экспедиционных костров, главный «герой» книг — поиск научной истины.)

— Что ж, давайте остановимся. Тем более что в Актовом зале есть традиция, согласно которой...

— ...гость рассказывает о себе.

— Начну с того, что я никогда не думал о том, что стану геологом, писателем, следопытом изобретений, пропавших без вести. Бывает, главное дело жизни становится ясным с самого начала, для меня же оно открылось неожиданно и довольно поздно. К тому же, как вы увидите, вся моя жизнь оказалась вереницей непрерывных переквалификаций, если можно так сказать. Наверное, этб соответствует моему характеру, желанию все время узнавать что-то новое. Но все эти переквалификации неизменно связывались с главным для меня, с геологией. И с Уралом.

Мальчишкой я, как и все, увлекался марками и футболом. А когда пришла пора думать о профессии, решил стать антропологом. Почему? Да потому, что в Ленинградском университете, куда я пришел выбирать будущую профессию, впервые узнал о такой ученой специальности, которая показалась мне необыкновенно заманчивой. Поступил, стал учиться «на антрополога». Й началась удивительная, увлекательная жизнь! В университете преподавали блистательные, интереснейшие ученые. На их лекции приходили студенты разных факультетов. До сих пор помню свои походы по разным кафедрам. Однажды на кафедре кристаллографии я вдруг задумался над тем, какие законы управляют внутренней красотой кристаллов. А на другой геологической кафедре, заглянув в окуляр микроскопа, вдруг увидел, что тонкая пластинка обыкновенного угля при силь

3*

ном увеличении начинает переливаться красными и желтыми красками. С тех пор и по сей день высшее удовольствие для меня наблюдать под микроскопом таинственный мир, который можно увидеть в самом невзрачном камне.

— Геологи утверждают, что он может увлечь так же, как увлекают музыка, живопись...

— И даже сильнее! Достаточно вырезать из камня тонкую пластинку, положить на предметное стекло, и тотчас перед глазами словно вспыхнет палитра великолепного мастера. Такого разнообразия красок, вызванного поляризованным светом, не найдешь ни в одной картинной галерее. Сейчас в моей коллекции больше трех тысяч минералов! Этот волшебный мир красок определил мой путь, перейдя на другую специальность, я стал геологом. Работал после университета, ведя геологическую съемку, под Архангельском. В 1937 году участвовал в Международном геологическом конгрессе. И примерно с этого же самого времени моя жизнь оказалась неразрывно свя