Юный техник 1980-02, страница 13

Юный техник 1980-02, страница 13

шой камушек, придавленным стальной пружинкой, способен, детектировать радиоволны? Лосев стал разбираться в этом и открыл очень интересное явление. Оказалось, что при определенных условиях кристалл мог не только воспринимать радиоволны, но и усиливать их!..

Построенный им приемник «Кристадин» обладал в сотни раз лучшей чувствительностью, чем лучший детекторный того времени. Работой Лосева заинтересовались ученые, в том числе и зарубежные специалисты. В Нижегородскую радиолабораторию стали поступать французские, английские, немецкие журналы с описаниями работы Олега.

И все же истинное значение открытия Лосева стало очевидно лишь в 50-х годах. Двадцатилетний парень одним из первых «пощупал» эффект полупроводимости, положивший начало эре полупроводников!

Сегодня адреса Нижегородской радиолаборатории вы не найдете ни в одном Справочнике. Но дела ее, идеи, научные направления живут и развиваются в самых разных научных центрах нашей страны — в Москве и Ленинграде, Киеве и Новосибирске, Риге и Минске... Есть ее преемники и здесь, в Горьком.

Фрагмент страницы из рабочего блокнота М. А. Бонч-Бруевича.

Г, ра Ч «йМ. А. Р-Н ! р^ ..

"ft"

f Й

Рассказывает член-корреспон-дент АН СССР Всеаолод Сергеевич ТРОИЦКИЙ:

— Если подниматься по древу генеалогии, мы — наш Научно-исследовательский радиофизический институт — уже внуки той первой радиофизической лаборатории, что была в Нижнем Новгороде. К примеру, моя область — радиоастрономия. Вспомним, как она начиналась. В пору, когда шла разработка приемной и передающей радиоаппаратуры, все, кто имел отношение к радио, столкнулись с непонятным явлением: в эфире ни с того ни с сего вдруг поднимался шум. Сначала помехи списывали на несовершенство радиоаппаратуры. Только потом осознали, что и Луна, и Солнце, и далекие звезды имеют свои собственные «радиостанции».

Но для того чтобы подойти к этой идее, потребовались специальные — остронаправленные — антенны, особо чувствительные приемники. Словом, оказалось необходимым создать новое направление в радиотехнике и радиофизике.

Вспомните дальность действия первых нижегородских радиостанций — несколько тысяч верст. Современные радиотелескопы, разрабатываемые нами, позволяют заглянуть в глубины вселенной на несколько миллиардов световых лет! В верстах, километрах и считать неудобно...

Родилась новая наука — радиоастрономия. И ее приборы — радио, заметим! — оказались чувствительнее, точнее, универсальнее обычных оптических инструментов. Вот только несколько примеров.

Исследование радиоизлучения Луны позволило горьков-ским радиоастрономам еще задолго до первых полетов определить структуру поверхности нашего естественного спутника. Была опровергнута широко рас-

11