Юный техник 1980-02, страница 35

Юный техник 1980-02, страница 35

Эти лучи состоят в основном из энергичных ядер водорода (протонов). Заряженные частицы (протоны) взаимодействуют с магнитными полями плазмы по законам электродинамики. То есть в разной степени в зависимости от энергии, массы частиц и угла их движения относительно силовой линии магнитного поля частицы изменяют первоначальную траекторию движения. Они как бы навиваются на силовую линию поля. Понятно, что если бы частицы мчались строго вдоль прямой силовой линии, то они не испытывали бы воздействия поля. Но топография магнитного поля в космическом пространстве настолько сложна, что подобного никогда не происходит. Поэтому при взаимодействии с магнитными полями плазмы космические лучи — заряженные частицы — могут рассеиваться или фокусироваться, ускоряться или замедляться, то есть «фиксировать» детали гигантского рисунка, составленного силовыми линиями. Все эти детали называются неоднородностя-ми поля.

Неоднородности — это, например, разворот либо зигзаг поля, усиление или ослабление напряженности поля.

Время жизни галактических космических лучей оценивается многими миллионами лет, поскольку вероятность прямого столкновения с текущей плазмой крайне мала. Дело в том, что плотность межзвездного газа — плазмы — примерно один атом водорода на кубический сантиметр, а это практически пустота.

Благодаря этому у границ солнечной системы лучи образуют стабильный поток, который, словно гигантский фонарь, светит внутрь солнечной системы. Важность и особенность стабильности потока галактических лучей в том, что он, как корабельный фонарь для передачи сигналов азбуки Морзе, «светит» ровным «светом», не мигая. А все его изменения

будут зависеть лишь от Солнца, которое в данном случае будет играть роль жалюзи, закрывающих «фонарь».

Двигаясь внутрь солнечной системы, галактические космические лучи начинают испытывать на себе дыхание нашего светила и в зависимости от этого могут отражаться в обратном направлении. Причем больше всего от «характера» Солнца зависят лучи, представляющие собой частицы меньших энергий. А они-то для изучения космического пространства наиболее интересны, так как точнее «выписывают» рисунок магнитных полей. И это понятно: ведь частицы сверхвысоких энергий слабо подвержены влиянию межзвездных и тем более межпланетных магнитных полей.

Оии «пробивают» все преграды, в том числе и магнитосферу Земли, вызывают атмосферные ливни уже вторичных частиц, которые достигают земной поверхности и даже проникают глубоко под землю, — их можно регистрировать на Земле, но, повторяем, эти частицы мало что «помнят». Они двигаются прямолинейно, не отклоняясь. Кроме галактических космических лучей малых энергий, хорошие «рассказчики» и солнечные космические лучи. Эти лучи постоянно «сочатся» из активных областей на Солнце, но поток их резко возрастает через несколько десятков минут после вспышки иа солнечном диске. Эти лучи двигаются в несколько раз быстрее, чем так называемый солнечный ветер — плазма. Примерно половина потока всех галактических космических лучей, идущих к Земле, отражается магнитосферой нашей планеты, причем именно в этой половине находятся лучи, которые важны для изучения космического пространства.

Возможность наблюдать, регистрировать эти лучи открылась с началом космических полетов. Надо сказать, что структуру космического пространства, то есть

31