Юный техник 1980-03, страница 40

Юный техник 1980-03, страница 40

за их большой массы очень мала. Они начинают туннелировать только при очень низких температурах, когда обычные «надбарь-ерные» переходы оказываются совсем невозможными.

Правда, это вовсе не значит, что туннельный переход возможен абсолютно для всех химических реакций. Квантовая механика «разрешает» это только для экзотермических реакций.

Представьте, что перед вами гора и надо попасть на другую ее сторону. Туннельный переход возможен, если вы осуществляете его с выигрышем энергии, как бы скатываясь по туннелю вниз. Если же надо оказаться в точке, которая выше исходной, то, не имея на это энергии, сделать такое невозможно. Тут уже никакой туннель не поможет. Это образно и означает невозможность туннельных переходов для реакций эндотермических, то есть идущих с поглощением энергии.

Совсем немного о звездах и анабиозе

Любители фантастики, очевидно, знают, как решаются вопросы экспедиций к далеким звездам, находящимся от нас на расстоянии многих сотен и даже тысяч световых лет. Корабль стартует, разгоняется до скорости света, и экипаж погружается в анабиоз. Что такое анабиоз? Это глубокое замораживание организма для того, чтобы сохранить его неизменным на сотни лет. Но это значит, что в организме должны прекратиться абсолютно все биохимические реакции.

Вы помните, как ученые запускали цепную реакцию формальдегида порцией ионизирующего излучения. Но ведь космос буквально пронизан всевозможными излучениями от инфракрасных волн до самых энергичных гамма-лучей. Как знать, не окажутся ли они способными запускать биохимические реакции в организмах,

погруженных в анабиоз? Не станут ли они препятствием на пути межзвездных экспедиций?

Конечно, можно предусмотреть в анабиозных камерах специальные экраны от разного рода излучений. Во всяком случае, тут есть над чем подумать.

Сваите Аррениус: идея вторая

Работы советских химиков привели к еще одной встрече с идеями Сванте Аррениуса, а также к перекличке с воззрениями древнейших мыслителей. (Поистине неисповедимы пути научных идей!)

Мысль о том, что разумная жизиь существует не только на нашей планете, владела умами людей едва ли не с первобытных времен. По мере развития науки эта мысль становилась более конкретной. Так, эпикуреец Митро-дор еще в IV веке до н. э. писал: «Считать Землю единственным населенным миром в беспредельном пространстве было бы такой же вопиющей нелепостью, как утверждать, что на громадном засеянном поле мог бы вырасти только