Юный техник 1980-04, страница 68

Юный техник 1980-04, страница 68

банки ославим открытым. К ре-вине каплей любого клея прикрепим зеркальце; оно должно находиться примерно на расстоянии трети диаметра от края банки. Когда клей просохнет, осциллограф готов — можно приступать к опытам.

Зеркальцем осциллографа поймаем солнечный зайчик и напра-

ном электронно-лучевом осциллографе.

Проводя опыты с осциллографом, постарайтесь зарисовать наблюдаемые картинки и попробуйте ответить на такие вопросы:

1. Чем отличается гласный звук от согласного (произносите те и другие коротко; потом

вим его на стену (источником света для наших опытов1 может быть, конечно, не только солнце, но и настольная лампа — важно только, чтобы зайчик был отчетливо виден на стене). Источником звука послужит ваш собственный голос. Вибрации воздуха передаются резиновой мембране, а через нее — зеркальцу, которое рисует световым зайчиком узор на стене. Так же, как и электронный осциллограф, прибор имеет развертку — то есть позволяет наблюдать характер колебаний в зависимости от времени. (Это обусловлено несимметричным положением зеркальца на мембране. Подумайте почему1) Но развертка у нас не линейная, а круговая. Поэтому узор покажется не совсем обычным — звуки будут «выглядеть» немного не так, как их обычно изображают. Тем не менее качественные различия между звуками увидеть здесь даже проще, чем на обыч-

5 «Юный техник» № 4

сравните протяжные звуки: а-а, у-у, с-с-с, ш-ш-ш).

2. Как изменяется картинка, если пропеть гамму: до-ре-ми-фасоль? Сделайте то же самое, но пойте, не называя звуков.

3. Что наблюдается, если свистеть? Заметно ли отличается размах (амплитуда) колебаний при свисте от амплитуды колебаний при произнесении обычных звуков. Можно ли на основании этого опыта ответить на вопрос, почему свист слышен на большем расстоянии, чем крик?

4. Если у вас есть гитара, камертон, детская флейта, дающая чистый музыкальный тон, исследуйте их звуки. Чем отличается музыкальный тон от звуков голоса? Можно ли голосом воспроизвести музыкальный тон?

А. ДОБРОСЛАВСКИЙ, инженер

Рисунок А. АННО

65