Юный техник 1980-09, страница 9

Юный техник 1980-09, страница 9

весьма прост. Произошла в каком-то месте осадка — тут же включаются нагреватели, расплавляющие смесь. Та, увеличиваясь в объеме, подпирает фундамент, выводит его на прежний уровень и застывает после автоматического отключения нагревателей. Несмотря на все эти устройства, строить дом с самовыравнивающимся фундаментом будет намного дешевле, чем те, что приходилось возводить прежде в сложных условиях, — защищать эти дома старыми способами много дороже.

ТЕЛА ПРИ НАГРЕВАНИИ... Правильно закончит эту фразу всякий: расширяются. Это правило настолько известное, так часто учитываемое в технике, что используют его все почти автоматически.

А вот над новыми вариантами его применения задумываются далеко не всегда. Белорусские изобретатели автоматизмом мышления не страдали и потому научились почти задаром продлевать жизнь самым точным и дорогим инструментам.

Досадно, когда в ящик для металлолома летят протяжки и развертки, которые даже опытный глаз не отличит от совершенно новых. Что поделаешь, инструменты эти чрезвычайно тонкие, калибровочные. Уменьшился их диаметр хоть иа сотую долю миллиметра — работать ими больше нельзя. Восстановление наплавкой часто обходится дороже, чем изготовление нового инстру

мента, а ничего лучше нигде в мире еще не придумали. Чтобы не выбирать из двух зол, минские тракторостроители обратились за помощью в Белорусский политехнический институт.

Взявшись за дело, исследователи вначале до мельчайших подробностей выяснили причины «похудения» режущих инструментов. Первая причина — истирание, от него никуда не деться. Но, кроме этого, весомым слагаемым износа оказалось уплотнение режущих кромок инструмента. Вот тут-то и вспомнили известное со школы правило, что все тела при нагревании расширяются. Стали изучать — на какую величину можно восстановить сжатую кристаллическую решетку нагревом. Результаты превзошли все ожидания. Чуть ли не половину износа компенсировал разогрев! Инструмент, готовый к отправке на металлолом, после этой простейшей операции прибавлял в диаметре 30—40 микрон. Теперь им можно было калибровать еще тысячи и тысячи деталей.