Юный техник 1980-10, страница 71он «оживает» задолго до завершения работы. Это его' свойство очень интересно, потому что позволяет играть и развлекаться с Бастером на самых первых стадиях работы. Очень интересно проследить этапы развития Бастера. Вначале он способен только двигаться вперед и назад с тремя разными скоростями и делать повороты с различными радиусами крутизны. Управление производится пока тумблерами и кнопками с панели по проводам, как в игрушечных автомобильчиках, продающихся в магазинах. Затем можно управлять Бастером с помощью низкоуровневых логических сигналов, устройство становится способным к автоматическим действиям. По мере усложнения системы число тумблеров угрожающе растет, и вдруг они исчезают, уступив место четырем простым переключателям. Теперь Бастер управляется двоичным кодом. Наступает фаза Бастера II. Машина становится способной принимать решения (хотя еще не может осуществить их). У нее появляется система рефлексов. Бастер II уже ощущает «голод» (разрядку аккумуляторов) и сигнализирует об зтом, зовет на помощь в аварийных ситуациях. Он предпринимает те действия, которые наиболее важны для поддержания его существования, даже если в этот момент вы будете приказывать нечто другое. На зтом этапе Бастер освобождается от кабеля управления и переходит на акустическую связь. Не меняя логических схем, можно значительно расширить возможности Бастера II, например, установить на нем телекамеру, что позволит посылать его в дальние путешествия. Наконец, на этапе Бастер III устройство приобретает блок слежения. Теперь Бастер может выбрать себе определенную цель и стремиться к ней. Например, ощутив «голод», Бастер начинает активный поиск своей кормушки, находит ее и заряжает аккумуляторы. Он уже умеет гулять по дорожкам парка вдоль белой линии на асфальте, он следует за хозяином или по его зову мчит к нему. Бастер III совершенно независимое устройство, причем более высокого уровня, чем многие живые существа. Муха может часами биться в стекло рядом с открытой форточкой, а Бастер быстро находит выход. В книге описан случай, когда он забрался в платяной шкаф и долго мыкался там, но все же сумел выбраться... Создание Бастера — увлекательная задача. Следует только добавить, что работа с ним потребует от вас, ребята, знания осноъ электроники, включая знание транзисторных усилителей и элементарных схем управления, а также практических навыков, например, умения изготовлять печатные схемы. В. ФИРСОВ Две последние модели можно превратить в бипланы, добавив им по крылу из имеющихся в наборе. Весовую балансировку или центровку моделей производите, прикрепляя к носовой части кусочки пластилина. И последнее. Модели, с которыми вы познакомились, не исчерпывают полностью возможности 5* набора. Попробуйте, например, собрать модель с тремя парами крыльев, оснастив ее двумя, тремя и даже четырьмя двигателями. В. ГУБИН, инженер Рисунки Н. КОБЯКОВОЙ 67 |