Юный техник 1980-10, страница 77Стержни в светорассеивающем экране можно заменить лабораторными пробирками и стеклянными трубочками (подойдут также укороченные трубки от перегоревших люминесцентных ламп). Пробирки (или трубочки) заполняются кусочками битого стекла, плотно устанавливаются в один ряд в пазу рамы. Наилучшее впечатление создают кристаллы цветного битого стекла или хрусталя (рис. 4). Лампы вместе с отражателями размещаются в торцах трубок. От наблюдателя они закрываются непрозрачными декоративными козырьками. Третии вариант конструкции экрана А. Рожевецкого составлен из коротких (длиной 10—15 мм) стеклянных стержней, на которые снаружи плотно надеты полиэтиленовые трубочки (рис. 5). Все стерженьки плотно «упаковываются» в раму экрана и спереди закрываются стеклом. Щели, которые могут образоваться от неплотного заполнения объема, заметно ухудшают цветовые изображения. За светорассеивающим экраном цветомузыкальной приставки обычно устанавливаются держатели (патроны) ламп и отражатели. Наилучшие результаты, по мнению читателя Г. Русева из Тирасполя, дает параболический отражатель, изготовленный из тонкой алюминиевой фольги и установленный соосно с лампой приставки (рис. 6). Рефлектор можно также склеить из картона или па-пье-маше и нанести на его отражающую поверхность осколки зеркала. Наконец, несколько слов о последней, но очень важной «мелочи» — окраске ламп и изготовлении светофильтров. Многие радиолюбители в своих конструкциях устанавливают готовые пленочные фильтры от театральных прожекторов. Для самодельного цветного фильтра В. Клюквин из Москвы предлагает использовать обычную фотопленку без противоореольного слоя. Не проявляя, ее следует от-фиксировать а затем (после тщательной промывки) опустить в раствор анилиновой (для раскрашивания фотографий; краски. После небольшой экспозиции (несколько минут) пленка извлекается из красителя и сушится на воздухе. Имеющиеся в продаже флуоресцентные лаки Н. Мокроусов из Омска рекомендует для окраски баллонов ламп приставки. Лак выбранного цвета надо нанести кисточкой 4—5 раз, после чего выдержать окрашенные лампы при температуре 70—80° С не менее трех часов. Хорошие результаты дает также покрытие баллонов ламп цапонлаком с добавлением цветной пасты для шариковых авторучек. «Я уже собрал несколько различных по конструкции цветому-зыкальных приставок. Однако у всех этих приставок есть недостаток: в паузах экран не светится. Получаются резкие переходы от темного к яркому, которые плохо воспринимаются зрителями. Не могли бы вы посоветовать, как усовершенствовать цветомузы-кальное устройство, чтобы в момент «затишья» экран светился каким-нибудь нейтральным цветом», — пишет X. Мириков из г. Орджоникидзе. Приняв за основу одну из схем, присланных нашим читателем, мы дополнили ее еще одним блоком— усилителем «покоя», который включается в работу, когда сигнала на входе приставки нет. Таким образом, вместо широко распространенной трехцветной системы получили приставку с четырьмя различными цветовыми оттенками. С входных гнезд приставки (разъем XI) сигнал поступает на три разделительных электрических фильтра через переменный резистор R1, которым подбирают его оптимальный уровень (рис. 7). Каждый фильтр пропускает определенный спектр частот. Роль фильтра канала высших частот 73 |