Юный техник 1981-01, страница 21

Юный техник 1981-01, страница 21

«сорняков», все микроорганизмы поместили в питательную среду, а затем туда добавили антибиотики, то есть создали экстремальную ситуацию, о которой говорили выше. Сразу же погибли все клетки, в которых вообще нет мини-хромосом.

Теперь остались два типа клеток, а значит, и микроорганизмов: те, у которых имеются мини-хромосомы со «вшитым» геном, ответственным за производство треонина, и те, у которых «вшитого» гена нет. После «операции» практически не остается клеток, которые бы не потеряли треонинный ген (за исключением тех, в мини-хромосомы которых он был «вшит»).

Клетки, из хромосом которых был «вырезан» этот ген, не могут жить без добавки треонина и через некоторое время погибают. Таким образом, останутся лишь те удачно «прооперированные» клетки, которые сами могут вырабатывать эту аминокислоту.

— Но насколько устойчива, жизнеспособна новая бактерия, вырабатывающая треонина в 30 раз больше? Ведь ей придется работать не в пробирке, а в промышленных установках?

— Да, это очень сложная задача. Ведь гены, которые находятся в большой хромосоме, — устойчиво наследуемый материал. Мини-хромосомы очень неустойчивы, а значит, могут потерять нужные качества. Для решения проблемы устойчивости, жизнеспо

собности микроорганизма мы применили очень интересный прием — своего рода антиселекцию. В результате генетических экспериментов нам удалось достигнуть того, что любое изменение, которое может повредить избыточному биосинтезу треонина, убьет бактерию. То есть в промышленных условиях на простой минеральной питательной среде (зто глюкоза) выживают только те клетки, которые производят избыточное количество аминокислот. Как только бактерия становится нормальной, она гибнет. Таким образом, мы создали микроорганизм, способный устойчиво работать в больших промышленных установках — ферментерах.

Но высокая продуктивность и устойчивость нашего микроорганизма не единственные положительные качества. На его развитие требуется очень мало времени: весь процесс — он называется ферментацией — проходит за 24 часа. Если учесть, что все микробиологические процессы должны проходить в стерильных условиях, то сразу станет ясно, какие преимущества дает малый период ферментации. В промышленных условиях несложно поддерживать стерильность в течение суток даже в стакубометровых ферментерах. Это вполне понятно: скажем, сохранить чистыми вымытые руки легче в течение часа, чем целый день. Наш микроорганизм мы испытали на двух микробиологических заводах. Лабора