Юный техник 1981-08, страница 8

Юный техник 1981-08, страница 8

новую идею: измерять не только время жизни позитрона, но и угол, на который разлетаются гамма-кванты аннигиляции. Новая установка позволяла бы судить не только об электронной плотности веществ, но и измерять скорость электронов на орбите вращения вокруг ядра! А поскольку от скорости электронов во многом зависит их роль в материалах, то можно с большей точностью предсказывать характер дефектов строения, например наличие примесного атома или скрытой микроскопической трещинки.

Идея новой установки заключалась в следующем. При аннигиляции гамма-кванты разлетаются в противоположные стороны, то есть угол между ними равен 180°. Но это возможно лишь в том случае, если и позитрон и электрон в момент аннигиляции находятся в состоянии полного покоя. Позитрон действительно замедляет свой бег в веществе почти до нулевой скорости. Но ведь электрон не может застыть на своей орбите. Значит, разлет в противоположные стороны здесь нереален. По углу разлета можно судить о скорости электрона в момент столкновения.

Новую установку решили сделать автоматической, способной работать самостоятельно, не занимая многочасового внимания исследователей. В лаборатории выросли ее блоки, начиненные сложнейшей электроникой. А венчал все дело... обыкновенный электромотор. Вот уж действительно парадоксальный союз аннигиляции, сверхсовременной аппаратуры и простейшего электродвижка! В течение строго определенного времени фотоприемник находится в одном статичном положении. Счетчик фиксирует количество зарегистрированных фотоприемником гамма-квантов. Затем мотор по заданной программе перемещает фотоприемник на сотую долю градуса, новый счет... Так движется фотоприемник, про

щупывая состояние электронов в материале. Потом обработка данных на ЭВМ, для которой создана новая программа...

Есть и первые уникальные результаты необычного метода. Например, ученые долго не могли понять, почему мутнеют полупроводниковые халькогенидные стекла, которые используют в передающих телевизионных трубках, в голографии. Большинство специалистов считало причиной попадание в стекло при его изготовлении загрязняющих примесей. Аннигиляционный метод раскрыл истинную причину — изменение тонкой структуры халькогенидов под воздействием радиации. В установках побывали также многие полимеры, кристаллы для лазеров, стали для ядерных реакторов — и каждый раз диагноз материалов был наиболее полным и точным в сравнении с другими методами. Постановке диагноза тут не могут помешать ни высокие давления, ни тысячеградусный жар, при которых работают современные материалы.

Но создатели установок, удостоенные премии Ленинского комсомола за 1980 год, все-таки считают, что их детища еще далеки от совершенства — приборы чувствуют практически все происходящее внутри вещества, но далеко не все дефекты строения можно определить однозначно, выявить их истинную причину. Потому продолжается работа лауреатов, в том числе, разумеется, и «физическая», которые заставляют инструмент из фантастического антимира служить вполне земным важным делам.

А. ФИН, инженер

Рисунки Г. АЛЕКСЕЕВА и В. ЛАПИНА

6