Юный техник 1982-02, страница 14

Юный техник 1982-02, страница 14

хваченные тормозами. Самолет замер.

Мастерство летчика, его выучка оказались выше слепого случая.

Стать такими асами, как Глушко, и стараются молодые пилоты. Они летают днем и ночью, на предельно малых высотах и на предельно больших. Они безошибочно находят свой «дом» даже в океане, где дорогу не подскажут наземные ориентиры, где справа и слева, вверху и внизу голубовато-синее пространство... Они могут взлетать и садиться по-вертолетному и мчаться, пронзая пространство, реактивными стрелами...

Все как будто просто. Но помните, Виктор Василенко говорил о микронной работе рулями?.. Так что простота эта в какой-то мере сродни искусству канатоходца. Он спокойно, даже пританцовывая, идет себе по проволоке, словно по паркету. Но попробуйте так пройти вы... Получится?

Получится после того' как вы вложите в тренировки столько же труда, сколько вложил в них канатоходец.

Вот и летчики вертикального взлета тренируются изо дня в день.

...Я покидал этот класс под открытым небом уже вечером. Солнце прямо на глазах скатывалось в море, словно торопилось окунуться в него после трудного рабочего дня. А за спиной снова слышался свист прогреваемых турбин: очередная смена летчиков готовилась к новым полетам.

С. ЗИГУНЕНКО, наш спец. корр.

ИНФОРМАЦИЯ

УСИЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕНИЕМ. Если расплавленный металл просто налить в форму, в нем при затверд вании обязательно образуются пустоты — поры, ракоьины. Дело все в том, что металл остывает раньше, чем улетучиваются содержащиеся в нем газы Это резко снижает качество слитка, а участки с выявленными в них крупными раь теинами и вовсе прих дится отрезать и пускать на переплавку. Необычный способ борьбы с пустотами в металле разработали ученые инженерно-строительного института из Макеевки. Они предложили вести

процесс... в электрическом поле, пропуская через слиток слабый ток. В этом случае, как показали исследования и эксперименты, поверхностное натяжение расплавленного металла немного уменьшается. Но этого, оказы-

12

Рнсунок Е. ОРЛОВА