Юный техник 1982-02, страница 58лока уже больше нет в коровьем вымени, а ни аппарат, ни доярка об этом не знают. Вот почему поначалу доярки без особого восторга восприняли предложение ребят. — В общем, как хотите, ребятки, а отключать будем сами. А вы лучше придумайте какое-нибудь устройство, чтобы давало знать, сколько в бидоне молока. А то не уследишь, и через край польется... Так сказали доярки. А слово доярок тут, сами понимаете, закон. Возвращаясь с фермы, Саша думал, как бы уследить за уровнем молока в бидоне. «Как ни крути, а лучше контактного метода не придумаешь... Почему раньше с ним ничего не получалось? Да потому, что в узком мо-локопроводе электроды были рядом, почти соприкасались, и слой окисла между ними служил помехой — токопроводность нарушалась. А в широком бидоне электроды вполне применимы. Ну а от автоматического крана отключения придется отказаться, оставить только сигнализатор, раз так просят доярки...» Дома Саша еще десятки раз проверял свой аппарат, вливая в трубку «молоко» — воду, подкрашенную зубной пастой. Чувствительный фоторезистор работал безукоризненно. Мало освещения — значит, молоко еще идет. Сопротивление фоторезистора возрастает, а напряжение на выходе эмиттерного повторителя уменьшается. Транзистор оконечного усилителя закрыт. Но вот молоко кончилось. Теперь фоторезистор ярко освещен... Так замыкаются и размыкаются контакты реле, через которое осуществляется питание светозвукового сигнализатора, то бишь соловья. Сашин соловей, конечно, уступает живому. Вместо перышек, клювика и глаз-бусинок у электронного соловья имеется всего лишь генератор высокой частоты. Это три взаимосвязанных мультивибратора. С их помощью соловей поет, конечно,**- несколько хуже своего лесного собрата. Но тоже старается. Первый мультивибратор электронного соловья соединен с громкоговорителем и генерирует колебания в пределах 2 тыс. Гц. Второй занят тем, что периодически включает первый. А третий время от времени подключает к цепи транзистора второго мультивибратора дополнительное сопротивление — это значит, что время от времени изменяется его частота. Вот так и имитируется переливчатое пение соловья. Чарует, впрочем, слабовато. Чего нет, того нет. Не заслушаешься... Но есть одно достоинство у Сашиного соловья, какого нет ни у одного соловья на свете. Этот соловей трудится. Он делает нужное, настоящее дело. А раз так — стало быть, и соловей вполне настоящий! А. АРХАРОВА, Л. МАКАРОВА Рисунок А. АННО Юным техникам, живущим на селе, да и горожанам, мы предлагаем перенять и распространить опыт Саши, самим сконструировать и внедрить на фермах эти простые приборы, придумать новые, нужные дояркам. А нам в редакцию просим потом написать, что и как вы сделали, приложить к письму свои чертежи, фотографии приспособлений и, конечно, отзыв заведующего животноводческой фермой. О лучших работах мы расскажем в журнале. 54 |