Юный техник 1982-06, страница 21

Юный техник 1982-06, страница 21

— А как же морские приливы и отливы, подводные течения?.. Ведь они могут, наверное, так сильно вмешаться в заданный «Скату-гео» курс, что всплывет он далеко от судна, откуда ни звук не слышен, ни «мигалка» за волнами не видна.

— Конечно, искажения курса возможны, тут ничего не поделаешь. Только все равно «Скат-гео» потеряться не может. Дело в том, что мы на судне следим буквально за каждым его шагом. Перед погружением аппарата в районе работы расставляют радиоакустические буи. На «Скате-гео» постоянно действует передатчик акустических сигналов. Их принимает датчик, установленный на буе, преобразует в радиосигналы и передает на судно. Как бы далеко в пределах рабочей зоны ни ушел подводный робот, мы на судне всегда знаем его координаты с точностью до 10 метров.

— Теперь представим такую ситуацию: робот вернулся из рейса, а при анализе привезенной им информации вдруг выясняется, что в самый нужный, интересный момент съемок телекамера оказалась в невыгодном положении...

— Понимаю, что вы хотите спросить. Если что-то интересное упущено, мы можем еще раз послать аппарат для повторной съемки. На «Скате-гео» и на суд

Схема расположения элементов комплекса подводного аппарата.

не работают кварцевые часы, ход которых синхронизован. В программе на следующий рейс будет четко задано место, над которым нужно еще раз пройти аппарату, время включения телекамеры, лампы дополнительной подсветки, перехода в режим зависания.

— А если подводный робот встретит препятствие? Скажем, на его маршруте оказалась подводная скала.

— Он ее обогнет и вернется на заданный курс. Подобно летучей мыши наш аппарат непрерывно посылает вперед ультразвуковые сигналы и принимает их эхо, то есть отраженный от возможных препятствий сигнал. По отраженному сигналу автоматически происходит корректировка курса.

К экстренным мерам «Скату-гео» не пришлось прибегать еще ни разу. Он с честью выдержал первые испытания на Байкале, в Белом море, в заливе Петра Великого на Дальнем Востоке. Исправно изучает шельф морей и океанов. Именно для этого он и создан по заказу нашего Центрального научно-исследовательского института геодезии, аэрофотосъемки и картографии.

Рисунки В. ЛАПИНА и О. ТАРАСЕНКО

2*

19