Юный техник 1982-12, страница 59

Юный техник 1982-12, страница 59

лярной литературы, создателя целой серии произведений в жанре «занимательной науки».

В этом месяце исполняется сто лет со дня его рождения. А сорок лет назад он, отказавшись покинуть блокадный Ленинград, разделил печальную судьбу многих его жителей.

Счастливая судьба сложилась у его книг. Некоторые из них переиздаются до сих пор — переиздаются в седьмой, одиннадцатый, тринадцатый раз. А «Занимательная физика» вообще рекордсмен. В 1979 году вышло ее двадцатое (!) издание, причем полумиллионным тиражом.

Чем же интересны сегодняшнему читателю книги, написанные почти полвека назад? В чем секрет долголетия произведений, автор которых сам подчеркивал, что всякая наука «непрестанно обогащается свежим материалом, и книга должна периодически включать его в свой текст»? Ту же «Занимательную физику» Я. И. Перельман перерабатывал постоянно, но в последний раз это было в 1936 году, и, как сказано в предисловии к ее двадцатому изданию, «желание отразить новейшие достижения физики привело бы и к значительному увеличению объема книги, и к изменению ее «лица».

Действительно, научно-популярное произведение стареет. Но ведь не всегда целиком. Устаревают цифры, излишне оптимистические или, напротив, излишне осторожные оценки научных гипотез, технических проектов и т. п. Но если книга написана человеком талантливым и эрудированным, искренне желающим и умеющим «заразить темой», если она, что вполне естественно, снабжена необходимыми сносками, ее познавательное значение и интерес к ней сохранятся еще на долгие годы.

Подтверждение тому — книги Я. И. Перельмана. Вы находите в них оригинальные доказатель

ства, сравнения, просто забавные факты и, кроме того, получаете прекрасную возможность увидеть и осмыслить скачок, сделанный наукой в изучении того или иного вопроса.

Вспомним хотя бы описание невесомости в его «Занимательной физике». На сороковой странице первого тома читаем: «Стул, стоящий на полу летящего снаряда, можно поместить вверх ножками у потолка, и он не упадет «вниз», потому что будет продолжать нестись вперед вместе с потолком. Пассажир может усесться вниз головой на этот стул и остаться на нем, не испытывая ни малейшего стремления падать на пол снаряда...»

Здесь в каждом слове и даже в интонации чувствуется, что автор — человек «докосмической эры», хотя, заметим, с научной точки зрения нарисованная им картина абсолютно правильна. Легко представить себе, как воспринимался этот отрывок каких-нибудь тридцать лет назад. А сейчас, читая его, начинаешь лучше понимать, насколько сложные задачи пришлось решать нашим конструкторам для того, чтобы полеты в космос стали реальностью; более того, чтобы мы смогли их даже увидеть.

Безусловно, книги Я. И. Перельмана нам интересны как свидетельства прогресса науки и техники, но главная их ценность в другом. Адресованы они в основном вам — школьникам среднего и старшего возраста, тем, кто сегодня порой пресыщен «чудесами» науки. В век НТР, когда фронт научного познания широк и увлекателен, фундаментальные знания, получаемые в школе, кажутся иным из вас скучной необходимостью. И вот тут-то умение Я. И. Перельмана делать неожиданные выводы из вещей простых и очевидных, мыслить парадоксально на, так сказать, «элементарном» уровне незаменимо.

55