Юный техник 1983-03, страница 31

Юный техник 1983-03, страница 31

лать своими руками машину, с которой будут потом сходить детали для самых разных других машин.

Вот и другая рабочая судьба: 23 года всего, а уже столько времени связан парень с «Красным пролетарием», кажется, все работы перепробовал. Был и слесарем механосборочных работ, и токарем, и слесарем-ремонтником, и слесарем-электромонтажником. Закончил техникум при заводе. Сейчас Сергей Федоров сменный мастер, работает на другом конце конвейера, где станок 16К20 оснащается электрооборудованием.

А путь будущего станка от одного Сергея к другому долгий. Другие мастера поставят на него суппорт, коробку передач, фартук, заднюю бабку... И приедет в конце концов к испытательному стенду отменного, «краснопролетарского» качества станок. Здесь весьма строгий экзамен. Проверят 16К20 на максимальные нагрузки, оценят точность обработки детали — шероховатость, правильность геометрической формы. Теперь, после экзамена, пора станку за работу: и на велосипедном заводе, и на подшипниковом, и на авиационном. У 16К20, кстати, немало моделей, каждый завод-потребитель может выбрать для себя наиболее экономичную и эффективную — с учетом тех деталей, которые надо будет обрабатывать.

А из других цехов завода выходят в это же время новенькие вертикальные полуавтоматы, обрабатывающие сразу по восьми деталей. Их основные потребители — автомобильная и тракторная промышленность, они работают сейчас и на Горьков-ском автозаводе, и на КамАЗе. В другие контейнеры грузят станки с особой точностью обработки...

И на каждом марка — «Красный пролетарий». Я подумал: пожалуй, о каждом без

особого преувеличения можно сказать, что он вышел из цехов завода, где начинаются основы производства страны. Токарный станок — главное орудие любого производства. И чем сложнее будет производство, тем совершеннее будет становиться токарный станок.

ЗАПИСЬ ЧЕТВЕРТАЯ: НОВОЕ

— Станками с числовым программным управлением читателей журнала, конечно, не удивишь? — спросил инженер-технолог Сергей Расин. — Мы выпускаем их уже с 1966 года. А вот такой образец?

Мы подошли к новенькому, только что изготовленному станку. Все как обычно — суппорт, резец. Но справа от рабочего места токаря — маленькая панель с рядами клавиш, как на пишущей машинке.

— Станок 16К20Т1 с оперативной системой памяти, станок с мини-ЭВМ. Если для станков с числовым программным управлением требовалась программа, подготовленная в специальном вычислительном центре и записанная на перфоленту, то здесь программу дает станку сам рабочий. Допустим, нужно обточить какую-то деталь с определенными параметрами, потом сделать на ней винтовую нарезку с заданным шагом резьбы и точной длиной. Рабочий только даст программу, и станок все сделает сам. У рабочего будет время для обслуживания сразу двух станков. Конечно, рабочему нужны определенные знания, но ведь и современный квалифицированный рабочий уже непохож на токаря, скажем, еще десятилетней давности.

«Красный пролетарий» готовится к серийному, поточному про

29