Юный техник 1983-06, страница 32

Юный техник 1983-06, страница 32

вых крестьянских работ, а герои романов открывали новые земли, побеждали злодеев, делали научные открытия. Может быть, описание опытов Сайреса Смита и пробудило во мне интерес к науке? Вспомнив цитату из Жюля Верна, я хотел показать этим, какое огромное влияние на человека может оказать хорошая, умная книга; ребятам, вашим читателям, нельзя об этом забывать. Я вообще очень многим в жизни обязан книге. Время, которое я сейчас вспоминаю, было смутным, тревожным. Несколько раз в село наведывались белые банды, скрывавшиеся в окрестных лесах, и однажды бандиты спалили нашу библиотеку. Помню, как горели во дворе дома бывшей помещицы — там и хранились привезенные книги — произведения, впервые рассказавшие мне и другим ребятишкам, как интересен и многообразен мир. Но затем появились другие книги в селе, например стихи Демьяна Бедного.

Я уверен, что именно книги «внеклассного чтения» стали причиной того, что многие мои юные односельчане, окончив четырехклассную сельскую школу, пожелали учиться дальше. В 1924 году вместе с несколькими сверстниками я ушел за 30 верст в уездный город Духовщину записываться в школу второй ступени, как это тогда называлось. Снимали квартиру в городе, учились, а в субботу шли пешком домой, за продуктами на неделю. В 1926 году я вступил в комсомол, а раньше, когда была создана пионерская организация, был одним из первых пионеров в нашем крае.

— И после школы пошли в институт?

— Не совсем так. Сначала работал в деревне в трудовой коммуне — прообразе будущих колхозов, был одно время председателем в сельсовете, был на комсомольской работе. В институт, в МГУ, на химический факультет, уехал поступать в 1932 году. И снова мог убедиться в том, как много может дать человеку книга, умение самостоятельно общаться с ней. Знаний было не так уж много, к ^рму же, понятно, я довольно отстал, но поступил. В 1937 году кончил химфак с отличием, диплом готовил под руководством выдающегося советского ученого, академика Александра Наумовича Фрум-кина, бывшего в ту пору заместителем директора института имени Карпова и заведующим лабораторией электрохимии. В МГУ он заведовал кафедрой электрохимии.

— Можно назвать Александра Наумовича вашим учителем в науке?

— У каждого ученого есть учитель—ученый более старшего поколения, увлекший ученика тем разделом науки, которым он занимается. Об Александре Наумовиче Фрумкине можно долго рассказывать. Он основоположник учения о закономерностях электрических процессов, именно он увлек меня этим разделом химической науки. Его научные идеи поражали стройностью, логикой, какой-то удивительной гармоничностью. Для меня было совершенно естественно, что после МГУ я пришел в руководимую им лабораторию в фи

30

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Сыло продукт

Близкие к этой страницы