Юный техник 1984-01, страница 25

Юный техник 1984-01, страница 25

ферритовых кольцах. На таких кольцах информация может храниться годами, но на каждое кольцо можно записать только одну букву машинного языка — ноль или единицу. Только одну. Поэтому, если бы мы попытались записать таким образом содержание только одного номера «Юного техника», нам потребовался бы один миллион двести тысяч колец! А ведь для решения математических задач машина должна запоминать программы объемом с годовую подшивку журнала. Для этого нужна память весом в тонны!

И вот кольца заменили на магнитную ленту, такую же, как в магнитофонах. Магнитофонная лента — миллионы ферромагнитных частичек, нанесенных на синтетическую основу. Каждая частица — своеобразное колечко. Конечно, обмотку на них не намотать, но этого и не надо. Запись на кольцах-частичках ведут с помощью электромагнитной головки.

Использование магнитной ленты для построения ЭВМ позволило сильно сократить ее вес и объем, но всех проблем не решило.

Решая сложные задачи, машина то и дело перебирает содержимое памяти, из конца программы перескакивает в начало, оттуда — в середину, и чем быстрее она это делает, тем выше ее быстродействие. Но о каком быстродействии можно говорить, если для того, чтобы отыскать в памяти нужную запись, машине приходится то и дело перематывать многокилометровую ленту с начала в конец и обратно. Да вспомни-

Наука и техника пятилетки

те сами, сколько времени уходит у вас, чтобы отыскать нужную запись на вашем магнитофоне. Другое дело — грампластинка — снял иголку со звукоснимателя в одном месте диска, поставил в другое — и все.

Это качество грампластинки и подсказало ученым идею сделать для ЭВМ дисковую память. Тем более что предварительные подсчеты показали: на плоском, как грампластинка, диске диаметром в 60 сантиметров с ферромагнитным покрытием можно уместить 2 миллиона нулей и единиц!.. Но, увы, ничто не дается просто.

На любой, даже самой гладкой поверхности материала всегда существуют микронеровности. Микро... Но ведь и частицы порошка тоже «микро». Для них эти неровности — холмы и горы. Одна частица на поверхности диска может попасть на вершину «горы», другая — провалиться в «ущелье». Провалившиеся частицы для магнитного поля недосягаемы, и что бы ни записывала на них головка, все равно записанным окажется «ноль». Поэтому магнитное поле головки приходится фокусировать так, чтобы оно захватывало целый «горный район»: уж наверняка в нем найдутся частицы, которые находятся в пределах досягаемости магнитного поля. Чем больше неровности, тем больше должен быть «район», в кото

23