Юный техник 1984-09, страница 9

Юный техник 1984-09, страница 9

Наука и техника пятилетки

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ СВАРКИ

Слепящий свет, разлетающиеся искры, капли расплавленного металла... Такой, наверное, каждый знает сварку. Такой, собственно, и изобрел ее в 1882 году замечательный русский инженер Николай Николаевич Бенардос — горячей, огненной. Ее совершенствовали потом многие ученые и инженеры. Среди них был знаменитый Евгений Оскарович Патон, дело которого продолжает сегодня его сын — академик Борис Евгеньевич Патон. Мы уже знакомили читателей с этим ученым, возглавляющим разработку новейших автоматических аппаратов для сварки и на земле, и под водой, и даже в космосе.

В последнее время параллельно с этой знакомой всем огненной сваркой появилась и набирает силу совершенно необыкновенная сварка, похожая скорее на склеивание кусков разных металлов, но... без клея. Создатель этой сварки — Николай Федотович Казаков — стал лауреатом Ленинской премии 1984 года.

В творческой судьбе, да и в жизни Николая Федотовича Казакова решающую роль, как он сам считает, сыграла небольшая заметка в дневнике, сделанная в суровые годы Великой Отечественной войны.

Был он тогда директором авиационного завода. Фронт требовал самолетов, а многие

рабочие ушли на фронт. На том же оборудовании, с женщинами и подростками у станков нужно было выпускать вдвое и втрое больше самолетов. Мальчишки работали по двенадцать часов, а инженеры и вовсе сутками не уходили с завода. Об этом, к примеру, замечательно рассказано в фильме «Особо важное задание». Люди отдавали все. Казалось, и станки работают на пределе возможностей. А нужно было еще...

В те тяжелые времена Казаков собрал вокруг себя несколько толковых инженеров и ночами в холодной заводской лаборатории пытался найти новые возможности выжимать из станка, режущего инструмента, из самой технологии это самое «еще». Помощь пытливого, изобретательного ума нередко становилась в те годы решающей.

Именно тогда Казаков приучил себя записывать в дневник наиболее интересные наблюдения, мысли.

Вернуться к дневникам военного времени Казакову удалось лишь через несколько лет после победы над фашистами, когда он работал в Академии наук СССР. Однажды Николаю Федотовичу встретилась короткая запись, в которой говорилось: при высоких температурах, возникающих в зоне контакта резца с деталью, происходит взаимная диффузия, проникновение одного металла в другой.

7