Юный техник 1985-03, страница 38

Юный техник 1985-03, страница 38

диаметр всего 40 ангстрем — в сотни раз мельче, чем частицы фотоэмульсии. Изображение на них получается как бы плотнее, поэтому можно записать гораздо больше информации.

Изображение—это ведь тоже информация, и в принципе безразлично, как ее записывать — на ферритовые кольца, магнитную ленту или фотопластинку. Главное, чтобы плотность записи была как можно выше. А в этом, как выяснили ученые, с бактериородопсином не смогут соперничать даже диски магнитной памяти, которую используют сегодня в электронных вычислительных машинах. Причем запись и перезапись информации на диск с белковой фотоэмульсией можно осуществлять почти столь же быстро, как и на магнитный. Информация эта надежно хранится несколько месяцев. Для фотографий в семейном альбоме такой срок, пожалуй, маловат, но вычислительной машине его хватает за глаза. Ведь информация в ее памяти обновляется гораздо чаще.

Так исследования оптических свойств бактериородопсина помогли отыскать' перспективный материал для памяти вычислительной машины.

А память для ЭВМ — один из двух самых важных узлов. В ней хранит машина и программу вычислений, и результаты промежуточных расчетов. Второй главный узел ЭВМ — процессор, который непосредственно оперирует цифрами. Могут ли и здесь работать органические «детали»?

Вопрос этот возник не на пустом месте. Биофизики давно установили, что нейроны —

нервные клетки, по которым поступают в мозг сигналы от рецепторов и сигналы управления от мозга к мышцам,— работают почти так же, как ячейки ЭВМ. Каждый нейрон может иметь лишь два состояния: проводит импульс возбуждения — не проводит, включен — выключен. Чем не двоичный код? Так что нейроны можно было бы рассматривать как элементы биологического процессора, если бы не одно обстоятельство...

Для того чтобы включиться, нейрону нужна тысячная доля секунды. Чтобы выключиться — примерно вдвое больший интервал времени. Три тысячные секунды на две операции. Такая скорость работы нервных клеток вполне устраивает нас в жизни. Но для вычислений она мала. За три тысячные доли секунды современная ЭВМ успевает проделать не две операции, как нейрон, а три тысячи! Тягаться в скорости вычислений с электроникой живой клетке явно не по силам. Но всегда ли задачу нужно решать вычислением?

Сегодня, как вы знаете, многие задачи решают моделированием. Такую модель, кстати, вы можете создать и сами. Возьмите конденсатор, батарейку и сопротивление. Если, заряжая конденсатор, вы будете следить за его потенциалом с помощью осциллографа, то увидите на его экране экспоненту. Зная скорость развертки, с помощью такой модели без сложных вычислений вы можете решить уравнение, связывающее емкость конденсатора, напряжение батарейки, величину сопротивления и вре

36