Юный техник 1985-03, страница 42

Юный техник 1985-03, страница 42

да экспериментаторы переходили от опытов с одной мухой к другой. Точного повторения, а значит, и расшифровки результатов добиться не удалось. И потому интерес к подобным экспериментам постепенно стал затухать.

Но давайте теперь заглянем в один из отделов НИИ по биологическим испытаниям химических соединений. На первый взгляд перед нами самая обыкновенная лаборатория. Нет здесь ни комаров, ни мух, на лабораторных столах обычные штативы с пробирками. А вот в пробирках...

— В пробирках тоже нет ничего особенного,— говорит заведующий отделом прикладной физики Г. Чуич.— Это растворы молекул гемоглобина, белков... Но вот реакции, которые происходят с ними, действительно не совсем обычны.

Представьте себе: в комнату заглянул некто, постоял минуту и вышел. Вошедший после этого в лабораторию экспериментатор может довольно скоро определить, что приходивший человек был в синем вельветовом костюме, что у его шариковой ручки нет колпачка и даже то, что был этот человек слегка раздражен, скорее всего бытовыми, домашними неприятностями.

И рассказали все это биодатчики, те самые растворы в пробирках! Оказывается, некоторые органические соединения, живые клетки совершенно определенным образом реагируют на те или иные химические соединения, распространяющиеся, скажем, по воздуху в виде запахов. По результатам реакций специа

лист и может восстановить многие тонкости происходивших событий.

Живые клетки уже достаточно стандартные образования, чтобы на одни и те же раздражения они реагировали каждый раз одинаково. То есть, как говорят специалисты, налицо воспроизводимость реакций, а значит, и обозначение причин, которые их вызвали.

И все-таки исследователи не останавливаются даже на столь удивительных результатах. Теперь их не устраивает малая долговечность приборов из пробирки. Вспомните хотя бы: зеленые листья исправно выполняют свои функции на дереве не более 3—4 месяцев. Многие живые клетки живут и того меньше. Для прибора такой срок службы маловат. Но...

Мой визит в лабораторию бионики МГУ начался довольно неожиданно: кандидат биологических наук А. Королев и старший научный сотрудник В. Сергеев попросили показать им мой портфель.

— Нет-нет, открывать не надо. Мы и так узнаем, что в нем лежит.

И к портфелю стали подносить одну за другой тонкие гибкие трубочки — зонды, которые тянулись от установки, внешне ничем не примечательной — несколько электронных блоков, опутанных проводами.

— По леей вероятности, в вашем портфеле лежат книги или журналы,— сказали мне через минуту.

— Верно,— подтвердил я.— Там две книжки, журнал и блокнот. А как вы это узнали?

— «Пурга» помогла...

«Пурга» — это сокращение

40