Юный техник 1986-02, страница 53

Юный техник 1986-02, страница 53

соте 60—80 километров над Землей. Тут заряженные частицы появляются только в дневное время. На высоте 80—100 километров расположен слой Е, а над ним — слой F, самый богатый заряженными частицами. В слое F концентрация электронов в сотни раз больше, чем в более низких слоях ионосферы, а электропроводность здесь примерно в миллион миллионов раз больше, чем электропроводность воздуха у земной поверхности.

Один из самых важных для науки своеобразных портретов ионосферы — это профиль изменения концентрации электронов с высотой (см. рис. 4). Дело в том, что именно эта характеристика в основном определяет условия распространения радиоволн. Еще полвека назад радиофизики открыли, что, скажем, короткие волны отражаются от электропроводной ионосферы, будто от зеркала, и таким образом огибают планету, распространяясь в своеобразном коридоре, составленном земной поверхностью и ионосферой. Благодаря этому и существует коротковолновая связь, без которой сегодня немыслимы десятки ответственнейших и полезнейших дел.

Ионосферу привычно сравнивают с зеркалом. Но при этом всегда уточняют: зеркало это крайне своенравное, непостоянное. Оно разное ночью и днем, весной и осенью. Оно изменяется в соответствии с одиннадцатилетними циклами солнечной активности и просто от случайного дуновения солнечного ветра — потока частиц от нашего светила, вторгшегося в земную магнитосферу... Иными

словами, ионосфера живет своей собственной жизнью, и, образно говоря, ей нет никакого дела, что ее непостоянство, изменчивость доставляют столько хлопот и волнений полярникам, морякам, метеорологам. Ионосферные бури, срывающие коротковолновую радиосвязь,— это такие же неизбежные стихийные явления, как бури настоящие, морские.

Выходит, и для связистов остается одно — ждать, как говорят, у моря погоды?

Радиофизики на это не согласны. Причем давно. Еще в 20-е годы были высказаны первые мысли о возможности искусственного управления свойствами ионосферы. А в 1960 году академик В. Л. Гинзбург и его сотрудник А. В. Гуревич высказали и теоретически обосновали мысль о том, что с помощью мощного коротковолнового передатчика можно заметно преобразовать большие области ионосферной плазмы в F-слое. Идеи искусственного воздействия на ионосферу подхватили и другие ученые.

В чем смысл вмешательства в стихийный порядок (или беспорядок) ионосферы? Теория предсказывала: мощная радиоволна способна концентрировать плазму в сгусток, создавая в ионосфере своеобразное облако горячих заряженных частиц. Такое сформированное по желанию облако вполне может подправить капризное зеркало ионосферы в нужном районе.

Теоретические предсказания были проверены в экспериментах, проведенных в Советском Союзе и США. Схема их была примерно такой. Мощная радиоволна посылалась верти-

4 «Юный техник» N9 2

49