Юный техник 1986-07, страница 15

Юный техник 1986-07, страница 15

руктор А. С. Яковлев скажет о нем: «Такие самолеты не имеют возраста».

Тогда биплан пробуждал мечту. Звал к высоте. К полетам во сне и наяву. Пробуждал светлые чувства в мальчишках, только что дерзко трусивших яблоки в соседском саду и мастеривших рогатки. Чуть-чуть взрослил, облагораживал. Возвращаясь во двор, чертили на песке какие-то схемы и трепали единственный на всех томик Жюля Верна. Забытые рогатки лежали в сторонке.

И конечно, в ту пору нельзя было представить, что годы спустя мне, одному из тех пацанов, посчастливится начинать журналистскую дорогу в многотиражной газете конструкторского бюро, которое дало рекордно продолжительную жизнь своему первенцу Ан-2, создало другие, отличные и очень экономичные, крылатые машины, среди них знаменитый «Антей» и совсем недавно запущенный в серию «Руслан». Это было бюро Олега Константиновича Антонова.

Сейчас, когда выдающегося конструктора нет с нами и уже без него в феврале отмечалось его 80-летие, невольно вспоминаешь редкие и короткие встречи с генеральным. Роешься в папках, где хранишь газетные вырезки, старые блокноты и записи. Вновь и вновь думаешь: нет, не ошибался ты в детстве, решив когда-то, что авиация требует людей особого склада.

Таким был Антонов. Человек-корабль, человек-лайнер, находящийся в безостановочном движении и неустанном творческом поиске, талантливый, увлекающий и других на крыльях

своего порыва. Еще школьником он напечатал в журнале «Смена» чертеж планера собственной конструкции, и его мысль инженера, конструктора, ученого приостановилась лишь на самом пороге небытия. Между этим—десятилетия труда, поиска, открытий. А сколько идей оставлено нам для размышлений!

Олег Константинович был человеком широких интересов. Таким же очень интеллигентным, даже элегантным, но неистовым' внутренне, каким был на работе, он выходил на теннисный корт. А какая фантазия обнаруживалась, когда он становился за мольберт! Антонов часто повторял, что инженер, конструктор должен быть разносторонним человеком. Подумаем, как скучна была бы конструкция у грамотного, но не обладающего смелым воображением технического сухаря?!

Талант магнетичен, он завораживает. Невозможно было представить Олега Константиновича без теснейшей связи с конструкторской молодежью.

Помню хмурый, ветреный день, взлетную полосу, самолет на ней, готовый к первому взлету, возбужденных предстоящим людей, сосредоточенного лет-чика-испытателя в кожаной летной куртке. Остановилась черная «Волга», вышел генеральный, подтянутый, стройный. Подошел к группе людей быстрой, легкой, почти юношеской походкой, хотя ему уже под семьдесят.

Можно начинать!

Отброшены колодки, загудели моторы, самолет вздрогнул, стал выруливать на взлетную полосу. Это машина с особой от-

13