Юный техник 1986-09, страница 42Кризис перепроизводства ставит крест на сотнях таких «мануфактур», как «Итикава банкин». Куда податься людям? Уходя из мастерской, я вдруг заметил вспышки электросварки. У сварочного станка стоял мальчик. В широких, не по размеру брезентовых штанах, в длиннополой куртке, тоже брезентовой, в огромных грубых ботинках, он вызывал смех и жалость одновременно. Без перчаток, голыми руками мальчик зажимал на станке деталь, надавливал на кнопку пуска и отворачивался — защитных очков у мальчика не было. — Как тебя зовут? — спросил я. — Дзихару Мацумото. — Сколько тебе лет? — Двенадцать. — Почему ты здесь? — Помогать должен. — Кому помогать? — Фирме господина Итика-вы. — А тебе платят? — Нет, ничего не платят. — Так чего же ты работаешь? — Господину Итикава не дают теперь заказов, и ему нечем платить. — Тебе нравится эта работа? — Совсем не нравится. — В школе каникулы? — Ага. — Значит, вместо каникул ты свариваешь детали? — Надо. Заставляют... Вспоминаются съемки телерепортажа в семье инженера-программиста Кэйити Кобаяси. На ее примере я хотел показать жизненные проблемы, волнующие японцев. В интервью с третьим поколением семьи — девятиклассницей Куниэ задал вопрос: — Кем ты хотела бы стать, когда вырастешь? — Мне очень нравится биология,— ответила Куниэ.— Я хотела бы заниматься ею. — А если придется выбирать: или любимая работа, или работа постылая, но зарплата больше, на чем ты остановишься? — Конечно, выберу зарплату повыше! — И тебе не будет жалко свою мечту? — Будет,— сказала девочка. Вопрос к отцу девятиклассницы, Кэйити Кобаяси: — .Что вы пожелали бы дочери: работу по сердцу или работу чуждую, но лучше оплачиваемую? о — Разумеется, лучше оплачиваемую! — ответил Кэйити Кобаяси.— Ведь цены растут, и за все надо платить: за врача, за учебу детей, которые появятся у Куниэ. Ей придется откладывать на старость — на пенсию не проживешь... ...Компьютер, который будет совершать 10 миллиардов операций в секунду, а рядом — мальчик, прячущий незащищенное лицо от злых искр электросварки, и девочка, готовая «за деньги» расстаться со своей мечтой,— это ли не символ капитализма в его японском варианте? Конечно, было бы правильно и полезно поучиться у нашего японского соседа многому, но за всякими полуобывательскими «охами» и «ахами» по поводу его достижений не следует забывать главного: сущность империализма не меняется, его жестокая природа неизменна. В оформлении использованы снимки Фотохроники ТАСС. 38
|