Юный техник 1986-11, страница 18

Юный техник 1986-11, страница 18

сжимая рукавицами заиндевевший автомат.

По случаю долгожданного прилета — праздничный обед. На столе — тюльпаны. А за столом на почетных местах сидят те, кому они предназначены,— Людмила Васильевна, супруга начальника заставы, и Наташа — юная жена замполита Валерия Харченко.

Мужчина на Крайнем Севере — явление обыденное. А вот женщины... Кажется, сама их хрупкая природа должна восстать против суровой жизни в Арктике. Но вот же они, передо мной — жизнерадостные, милые, приветливые. Как живется им здесь?

— Конечно, нелегко,— говорит Людмила Васильевна.— Но хныкать некогда. Мы ведь тоже служим...

Людмила Васильевна — младший сержант сверхсрочной службы, старший повар-хлебопек. У Наташи звание то же, а служит она старшим радиотелеграфистом.

— Смотрите, летчики, к Новому году елка за вами,— говорят женщины.

— Будет вам елка,— обещают летчики и поднимаются из-за стола.

Нам лететь дальше.

Сухопутный корабль

Застава. Какая она в Арктике? Представьте себе цельнометаллическое сооружение, глядящее окнами-иллюминаторами на все стороны света. Стоит на высоких сваях, чтобы поземки проносились под заставой. Но к концу зимы сугробы все равно нарастают по самые окна.

Внутри заставы забываешь про беснующуюся вьюгу: тепло, сухо, светло... Есть все необходимое для жизни. Дизельная электростанция, гараж, библиотека, столовая с кухней, кладовые с запасом продуктов...

Но служба в Заполярье имеет и свои особенности. С арктическим холодом нельзя шутить даже летом. По ледяному полю то и дело пробегают трещины; и оглянуться не успеешь, как окунешься в студеную купель.

Здесь хорошо помнят предостережение известного полярного исследователя Амундсена: человек привыкает ко всему, но к одиночеству в холодном ледяном безмолвии он привыкнуть не может. Не случайно на арктической заставе

Под крылом — льды.