Юный техник 1987-10, страница 21

Юный техник 1987-10, страница 21

«Салют» был станцией первого поколения, имел всего один стыковочный узел. Такими же были и последующие «Салюты».

Конечно, в конструкцию каждой станции вносились какие-то дополнения и усовершенствования. По-разному крепились солнечные батареи или, скажем, «Салют-5» имел шар-маховик, позволявший стабилизировать положение станции, не прибегая к реактивным двигателям, появилась баня и даже свой спускаемый аппарат, позволявший отправить «посылку» на Землю, не дожидаясь окончания срока экспедиции.

И все же лишь «Салют-6», запущенный в сентябре 1977 года, стал называться станцией второго поколения. Вы, наверное, догадались почему? У него было два стыковочных узла. А значит, появилась возможность организовывать экспедиции посещения, отправлять на орби

ту автоматические грузовые корабли с дополнительными запасами воды и пищи.

И вот сегодня в космосе «Мир» — первая станция третьего поколения. Сейчас к ней пристыкован модуль «Квант». (А только недавно один из причалов занимал очередной «Союз».) Общая длина небесного «поезда» составила уже более 35 м, масса — свыше 50 т, а объем герметизированных отсеков — около 150 м3!

Все корабли подходят к причалам, расположенным по продольной оси — так удобнее и безопаснее стыковаться. Но в случае надобности манипуляторы могут перевести очередной корабль на один из поперечных стыковочных узлов. А их, как вы помните, еще четыре. Так что возможности «Мира» задействованы далеко не полностью.

Строительство в космосе продолжается.

Рассказ III. Об архитектуре невесомости, умении приспосабливаться, а также о том, нужны ли в космосе земные привычки

Рассматривая будущее человеческое жилище в космосе, К. Э. Циолковский писал в свое время, что шаровая форма, как бы ни была она экономична, ему не подходит, потому что «...сообщение между шаровыми поверхностями устраивать не особенно удобно. Лучше в этом отношении круглые, цилиндрические, очень длинные поверхности. Итак, жилище имеет вид трубы, длина которой неопределенно велика.

Какой же ее поперечник? Чем он больше, тем меньше солнечного света придется на едини

цу объема или на каждого обитателя. Значит, большой диаметр невыгоден, потому что свет питает растения, а растения кормят человека. Но и малый поперечник нехорош, так как стесняет движение, ограничивает простор и дает малую толщину оболочки. Можно принять поперечник не менее 2—3 м...»

Как мы видим, основоположник космонавтики оказался во многом прав. И угадал даже диаметр орбитальной станции.

Предвидел он и то, что земные мерки малопригодны для

2*

19

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Маховик на велик

Близкие к этой страницы