Юный техник 1987-12, страница 49

Юный техник 1987-12, страница 49

нейший — вынужден был жаловаться начальнику строительства графу Клейнмихелю:

— На дорогу отпущено сорок три миллиона серебром, но тут не хватит и ста миллионов золотом, чтобы дотянуть рельсы до Москвы...

Граф на то равнодушно ответил:

— Пусть грабят. Если удешевить строительство, то при дворе не поверят в солидность моего предприятия...

А когда, не получив и последних копеек, землекопы стали разбегаться, дабы не умереть с голоду, граф приказал вызвать на строительство войска, поймать и выпороть беглецов розгами.

Вот так и строилась первая крупная русская дорога — на костях российских подданных. Окрестные деревни были заполнены больными, а по всей дистанции нескончаемой чередой вставали кресты над могилами умерших.

Обо всем этом путейский инженер Ераков рассказывал Н. А. Некрасову. И перо поэта отозвалось с болью и гневом:

Мы надрывались под зноем,

под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели

цингой...

Когда строительство, наконец, было завершено, самых больших почестей был удостоен граф Клейнмихель. Начальники

дистанции Мельников и Крафт получили по скромному ордену св. Анны. Простой же народ не получил ничего. Впрочем... «На-конец-то у русских будет большая железная дорога,— сказал по этому поводу Белинский Достоевскому.— Вы не поверите, как эта мысль облегчает мне тяжесть на сердце...»

И русский народ действительно получил железную дорогу — крупнейшее по тому времени достижение инженерной мысли. И она, эта дорога, исправно служит нам по сию пору.

...А что же Мельников? Он, казалось бы, достиг немалого. Стал министром путей сообщения, во многом способствовал дальнейшему развитию железнодорожного сообщения в России. Но его кристальная честность пришлась не ко двору. И Павел Петрович вскоре угодил в отставку. Поселился в Любани, подальше от столичной суеты. Помог брату вырастить дочь, племянницу Варвару — своей семьей Мельников так и не успел обзавестись...

«Павел Петрович умер в 1880 году,— писал по этому поводу писатель В. Пикуль,— а через три года после его кончины племянница стала женой Григория Александровича Пушкина, сына великого поэта...»

Вот так в истории встретились рядом имена первого русского поэта и первого строителя российских железных дорог.