Юный техник 1987-12, страница 47

Юный техник 1987-12, страница 47

гу чаще всего называли просто «чугункой». Такое название, кстати, до сих пор сохранилось в белорусском языке.

А история российских чугунок ведет свое начало с 1788 года, когда инженер А. С. Ярцев продолжил на Александровском пушечном заводе в Петрозаводске первую чугунную колею протяженностью 173,5 м. По этой дороге тяжелые заготовки пушек на паровозах передвигались сначала вручную, затем лошадьми.

В 1809 году еще одну заводскую чугунную дорогу построил на Алтае П. К. Фролов. Ее длина достигала 1867 м. Она соединяла Змеиногорский рудник с сереброплавильным заводом и служила для перевозки руды.

Таким образом в России была создана хорошая основа для развития железнодорожного дела. Но, к сожалению, царское правительство не обратило никакого внимания ни на паровозы Черепановых, ни на русские чугунки...

Пробная дорога

В июне 1835 года разрешение на строительство железнодорожной линии, связывающей Петербург и дачный городок Павловск, получил австрийский подданный Ф. Герстнер. Длина ее была 27 км.

Строили дорогу русские — крепостные крестьяне и солдаты. Большая часть трассы проходила через болота и леса, по искусственной насыпи. Рельсы прибивались к деревянным осмоленным шпалам нагелями — костылями и укладывались в

одну колею, которая удивляла своей шириной— 1829 мм! Многочисленные речки и ручьи перекрывали 42 маленьких и один большой, двадцатипятиметровый мост.

27 сентября 1835 года лошади впервые провезли по рельсам несколько вагонов от Петербурга до Царского Села — резиденции русских царей. Вагоны напоминали скорее повозки разных видов и названий: «шарабаны», «дилижансы», «бер-лины». На станциях были конюшни. Конные поезда отправлялись только по воскресеньям и праздничным дням.

Паровозы воцарились на железной дороге позднее. Осенью 1837 года из города на Неве до Царского Села отправился в первый рейс пассажирский поезд из восьми вагонов с паровозом впереди. В тот день, 30 октября, и состоялось официальное открытие первой русской железной дороги, предназначенной для общего пользования.

Вот как описал свои впечатления о поездке корреспондент одной из петербургских газет: «Туда ехали мы с умеренной скоростью — 21 версту в 32 минуты. Но оттуда в 22 минуты: ■ no4tn по версте в минуту, т. е. по 60 верст в час. 60 верст в час — страшно подумать! Между тем вы сидите спокойно, вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение, только ветер свистит, только конь пышет пеною, оставляя за сббой белое облако пара...»

Рельсы, стрелочные переводы, вагоны, паровозы — все это было куплено за границей.