Юный техник 1988-10, страница 79внатуре микрокалькулятора. При попадании мяча в центр мишени калькулятор высветит цифру «3» (можно «назначить» и другую «цену» той или иной зоны). При повторном попадании показания микрокалькулятора увеличатся на величину, соответствующую зоне, в которую ударился мяч. Пользуясь такой приставкой, можно устроить соревнования: кто наберет больше очков, скажем, из десяти бросков. Конструкция мишени показана на рисунке 4. Зоны мишени представляют собой кольца различного диаметра. Размеры и число колец вы можете выбрать по своему усмотрению. Лицевые стороны колец стоит окрасить в различные цвета. От каждого кольца выводится провод. Под кольцами размешена металлическая пластина, служащая общей точкой электрической схемы мишени. Между кольцами и этой пластиной необходимо разместить поролоновый коврик, предотвращающий само- А-А АЛЮМИНИЕВЫЕ произвольное замыкание. Однако слой изолятора не должен препятствовать замыканию колец с пластиной при попадании мяча. Принципиальная электрическая схема приставки показана на рн-сунке 3. SI, S2, S3 — это контакты мишени, соответствующие определенной зоне. Как считает микрокалькулятор? Введем число нажатием соответствующей клавиши. Затем нажимаем клавишу «+». Далее нажимаем клавишу, соответствующую второму числу. Нажав после этого клавишу «+», получим на индикаторе микрокалькулятора сумму двух чисел. По такому же алгоритму работает наша приставка для подсчета очков. Управление осуществляется, как и в предыдущем устройстве, путем замыкания проводов, выводимых от клавиатуры микрокалькулятора. В данном случае нужно вывести провода от клавиш «1», «2», «3» и «+». Работает схема следующим образом. Допустим, мяч попал в зону «3». Это вызовет замыкание контактов S3. На входы «1» и «2» триггера, выполненного на элементах D3.2 и D3.3, поступит сигнал логического 0. Триггер переключится, и на его выходе «12» окажется сигнал логической 1, а на выходе «8» — логического 0. Логическая 1 поступит на вход «9» элемента D7.3. Логический 0 поступит на вход «13» элемента D2.4 и на вход «5» элемента D3.I. Элементы D2.4. D2.3, DI.4 и D1.3 удержат триггеры, выполненные на элементах Dl.l, D1.2, D2.1 и D2.2, в состоянии логического 0. Эти же элементы обеспечивают выбор большего числа при попадании мяча в границу двух зон. Поступивший на элемент D3.1 сигнал логического 0 вызовет на его выходе «6» скачок потенциала к уровню логической 1. В результате формирователь короткого импульса, выполненный на микросхеме D4, сформирует на своем выходе «11» импульс. Он поступит 76 |